Использование приемов здоровьесберегающих технологий у детей с дизартрией в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда логопедической группы ДОО.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

 Пономарева Елена Юрьевна

В публикуемом материале представлена часть системы здоровьесберегающих упражнений, направленных на коррекцию дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. К описанию предложены несколько лексических тем из самостоятельно составленного и эффективно использованного в коррекции плана коррекционно-развивающей работы в соответствии с изучаемыми в логопедической группе лексическими темами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx96.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов здоровьесберегающих технологий

у детей с дизартрией в коррекционно-развивающей работе

 учителя-логопеда логопедической группы ДОО.

Учитель-логопед Пономарева Елена Юрьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 204»

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности в логопедической группе МАДОУ является рациональная организация учебного процесса.  Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня согласно соблюдению норм СанПиНов.

Логопедическая работа представляет собой систему здоровьесберегающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Организация логопедической работы опирается на принцип постепенности перехода от простого к сложному, системности и учета индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем двигательной активности дополнен проведением физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; некоторыми приемами самомассажа и  дыхательной гимнастики. Прилагаю несколько лексических тем из самостоятельно составленного и эффективно использованного в коррекции плана коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией (см. Приложение 1).

Большое внимание в работе уделяется включению всех анализаторских систем, что способствует восстановлению нарушенных функций. Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, включая традиционные и нетрадиционные игровые приемы. Упражнения проводятся с постепенным наращиванием темпа и усложнением, сопровождаясь стихотворными текстами и иллюстрациями.

Правила выполнения упражнений:

  1. Проводить ежедневно под руководством педагога.
  2. Выполнять стоя или сидя с обязательным сохранением правильной осанки.
  3. Добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  4. Артикуляционные движения сначала выполнять медленно, неторопливо, постепенно, по мере овладения ими темп артикуляционной гимнастики увеличить.
  5. Учитывать эмоциональное состояние ребенка.
  6. Упражнения проводить в проветриваемом помещении.
  7. Упражнения выполнять без напряжения.

                                                                                                     Приложение.

Лексическая тема: ИГРУШКИ.        

Коррекционные упражнения

1.Релаксация. Мимические упражнения. Пластический этюд на тему «Игрушки устали». ►► Игрушки устали. Покажи, как опускаются ручки, никнет головка, опускаются плечи. Закрой глаза. Игрушки отдыхают.

2.Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха. Положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки — на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Затем показать ребенку, как надо выполнять упражнение в игровой ситуации.

►► Игрушки отдохнули и снова ожили. Посмотрите, как у них надувается животик, когда они дышат.                Сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувающегося «шара» в животе. После этого сделать длительный плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить 3-5 раз.

3. Развитие речевого ритма, силы голоса. Игровая ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением кошки, гуся, курицы и барабана, учит произносить звукоподражания, изменяя силу голоса.

►► Игрушки не только двигаются, но и разговаривают.

Гусь важно гогочет: «Га-га-га (громко), га-га (тихо)».

Курица закудахтала: «Ко-ко (тихо), ко-ко-ко (громко)».

Кошечка замяукала: «Мяу-мяу (громко), мяу-мяу (тихо)».

А барабан ничего не смог сказать, но он застучал палочками:

«Бум-бум, бум-бум-бум» (дети громко стучат кулаками по
столу),
 «бум-бум-бум» (дети стучат кулаками тихо)».

4.Развитие мелкой моторики.

Хлоп, хлоп,

Раз, два, три,

Быстро ключик поверни,

Хлоп, хлоп,

Раз, два, три,

И игрушку заведи.

(Хлопки.)

(Сжимать в кулаки обе руки.)
(Наклонять поднятые ладони вправо-влево, имитировать качание маятника часов.)
(Хлопки.)

(Сжимать в кулаки обе руки.)

 (Пальцы соединить в щепоть, имитировать завод игрушки.)

Игра с массажными мячиками.

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Пальчики, пальчики просыпайтесь.

Головка, головка,

просыпайся.

Животик, животик,

просыпайся.

Ножки, ножки, просыпайтесь.

Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук.

Катают мячик круговыми движениями по голове.

Катают мячик круговыми движениями по животу.

Катают мячик по правой, а потом по левой ноге.

5. Гимнастика для глаз.  

«Чтобы глазки не устали,

Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим,

Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко».    (Опустим веки, закроем глаза ладошками).

6. Координация речи и движения, развитие общей моторики.  

«Мячик».

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

 «Неваляшки».

Мы веселые милашки,                 (руки на пояс, раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки.         (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем,                 (приседание)

Очень весело живем.                 (прыжки на месте)

7.  Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища.

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,

Чтобы не дремали щёчки,

Мы пощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

«Щечки».

Наши щёчки не простые,

Наши щёчки золотые,

Смышленые,

Ученые,

Замечательные.            

(погладить ладонями щёки сверху вниз)

(с некоторым усилием потереть щёки            круговыми         движениями)

(слегка пощипать щёки)

(пальцевой душ)

(погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

Лексическая тема: ОВОЩИ.

Коррекционные упражнения

1.Развитие мимической мускулатуры.

Игра «Превращение». На картинке изображены овощи: красный круглый помидор, длинный огурец, луковица.

►► Представь, что мы превращаемся в большой круглый помидор. Надуем щечки. А теперь втянем щеки — станем похожи на огурец. Наморщим нос и брови — превращаемся в горький лук.

Релаксация. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление.)

2. Развитие дыхания. Выработка координации и дифференциации ротового и               носового дыхания, воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком.

Игровая ситуация.

►► Ты так громко хлопал в ладошки, что разбудил Великана и гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «ф-ф-ф (выдох ртом)». А гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «Х-х-х (выдох ртом)».

3. Развитие речевого дыхания и силы голоса.

На картинке изображены помидоры разного размера. Нужно сосчитать овощи, соблюдая правило: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счете. На одном выдохе выполнить счет до трех с усилением голоса. Это упражнение можно усложнить, предложив ребенку сосчитать помидоры, нарисованные на кусте и расположенные на различной высоте. Чем выше помидор, тем выше должен быть голос при счете. Упражнение выполняется сначала сопряженно со взрослым, затем — отраженно и самостоятельно ребенком.

4. Развитие мелкой моторики.

Урожай здесь неплохой.

Огород у нас большой,

Овощами называют

То, что с грядок собирают. 

(Положить руки на стол тыльной стороной ладоней.)
                                                                             (Положить руки на стол ладонями вниз.)

(Совершать давящие движения на каждый гласный звук подушечками пальцев, начиная с большого пальца правой руки.)

(Совершать давящие движения на каждый гласный звук подушечками пальцев, начиная с большого пальца левой руки.)

Статические упражнения: «Толстячки и худышки» - при помощи рук изобразить овощи. Выкладывание контура овощей из мелких косточек (фасоли, семян).

 «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим                (дети стучат ребрами ладоней по столу).

Мы капусту мнем, мнем                         (сжимаем кулачки).

Мы капусту солим, солим                 (солим).

Мы морковку трем, трем                         (изображаем это действие).

А теперь попробуем.

Пересолили?                                      (изобразить мимикой).

Игра с массажными мячиками.

Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.      

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони.

Касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки.

Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони.

Поочередно передают мячик из одной руки в другую.

5. Гимнастика для глаз.   «Морковка».  

( Движения глазами по тексту).

На морковку смотрит зайка,

Долго смотрит, не моргает.

Если он глаза сомкнет,

Вдруг морковка пропадет?

Он с морковки глаз не сводит,

Влево-вправо глазки водит.

Наконец, не утерпел,-

Как моргнул – морковку съел!

6. Координация речи с движением.   «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем.

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

«Таскают».

«Копают».

«Срезают».

Показывают круг руками.

«Рвут».

Идут по кругу, взявшись за руки.

Лексическая тема: ФРУКТЫ.

Коррекционные упражнения

1.        Релаксация. Мимические упражнения.

Представьте, что вы съели лимон. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса, и покажите ваши ощущения.

Релаксация: Сильные – слабые. Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы.  Напряжение ушло, и все тело расслаблено.

2.        Формирование нижнереберного типа дыхания, воспитание навыков фиксированного выдоха со слогом.     

Игровая ситуация «Зарядка».

►► В каждой семье утром делают зарядку. А мы выполним дыхательную гимнастику.

  • Упражнение «Шар». Сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося «шара» в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох — втянуть живот. Выполнить 3 раза.
  • Упражнение «Ежик». Выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох — через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3 раза.

Развитие направленного плавного выдоха.

Упражнение «Подуй на листок». Взрослый раздает детям изображения фруктов, нарисованные на папиросной бумаге, предлагает им сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки.

Развитие речевого дыхания. На картинках изображены фрукты: банан, лимон, груша. Сделать бесшумный вдох ртом, а затем на выдохе произнести название заданного фрукта.

  1. Развитие понимания интонации (основного тона высказывания).

На картинке изображены два яблока с нанесенными на них пиктограммами, символизирующими радость и печаль.

Нужно рассмотреть яблоки и найти отличия. Затем взрослый произносит весело фразу: «Мама купила яблоки». Дети должны выбрать пиктограмму, соответствующую тону интонации. Далее та же фраза произносится печально, и дети выбирают соответствующую пиктограмму.

4. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона
голоса.
  На картинке изображен фруктовый сад. На деревьях груши, яблоки, сливы. За деревьями прячутся дети.  

Игра «Эхо». После предварительной беседы по содержанию картинки ребенку предлагается поиграть. Сначала позвать эхо громко; а затем ответить, как эхо, тихо. АУ-ау. УИ-уи. ЭУ-эу. Далее позвать эхо голосом средней высоты, ответить с повышением или понижением голоса при произношении сочетаний из двух гласных звуков. Упражнение выполняется сначала сопряженно с логопедом, затем — отраженно и самостоятельно. Повышение и понижение высоты тона голоса сопровождается соответствующим движением руки.

5. Развитие мелкой моторики.

Я у бабушки в деревне

Фрукты собираю.

Груши, яблоки и сливы

С дерева срываю.

(Поочередно соединять пальцы с большим на правой руке.)
(Поочередно соединять пальцы с большим на левой руке.)
(Поочередно соединять пальцы с большим на правой руке.)
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим на левой руке.)

 Игра с массажными мячиками.

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ежика до слез.           

К. Шефер

Дети катают мячик в руках,

Делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями.

6. Гимнастика для глаз.   «Фруктовая зарядка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,                         (Дети смотрят перед собой).

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе - лимон –                         (Дети смотрят влево).

Фруктовый господин-барон,

Справа - яблоко в корзине.                         (Дети смотрят вправо).

Его купили в магазине

Ну а снизу - апельсин,                                 (Дети смотрят вниз).

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта - угадали!

7.  Координация речи с движением.   «Яблочко».

На носочки я встаю,                     (подняться на носки)
Яблочко я достаю,                   (руки вверх)
С яблочком бегу домой,          
(бег на месте)
Мамочке подарок мой!            
(хлопки в ладоши)

8. Самомассаж лица «Нос, умойся!».

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся!» – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

Лексическая тема: ОСЕНЬ.

Коррекционные упражнения

  1. Развитие эмоциональности, выразительности движений и мимики.

Пластический этюд. Задание направлено на развитие у ребенка  понимания эмоциональных состояний (грусти и радости) человека.

►► Представь, что мы вышли на улицу. Дует ветер. Небо покрыто тяжелыми, серыми тучами. Моросит мелкий холодный дождь. Нам холодно, неприятно. Покажи, как нам холодно, как мы грустим. Мы вернулись домой, взяли зонт и снова вышли на улицу. Но дождь прекратился. Мы посмотрели на небо и увидели, как из-за тучи выглянуло яркое солнце. Стало тепло, радостно! Покажи, как нам тепло, как мы радуемся,

  1. Развитие дыхания.  Игровая ситуация «Прогулка».

►► Мы гуляем по осеннему лесу. Перед дождем воздух пахнет по-особенному. Встань на носочки, разведи руки в сторону, вдохни аромат осеннего леса.

Выполнить плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохнуть через рот.

«Дышим попеременно».  Дифференцированное дыхание.

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 — вдох и выдох через нос.

2 — вдох через нос, выдох через рот.

3 — вдох через рот, выдох через нос.

4 — вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно).

5 – вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Развитие длительного плавного выдоха. Упражнение «Осенние листочки». 

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повтор. 3-5 раз)

  1. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Упражнение «Осенний дождь»

►► Поздней осенью часто идет сильный дождь. Дождь стучит
по крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй
повторить.

Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //

  1. Развитие речевого ритма, силы голоса. Игра «Дождик».

Ребенку предлагается имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Он повторяют речевой материал сначала вместе с взрослым, затем — вслед за ним. ►► Начинается тихий грибной дождик

 —   Кап. Кап (тихо, медленно). Кап, кап (быстрее).  Кап-кап-кап (очень быстро).   Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

КАП!                       КАП-КАП!                       КАП-КАП-КАП!

  1. Игра с массажными мячиками «Веселые прыжки».

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.  

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Развитие мелкой моторики. З. Александрова

Осень, осень, непогода.

Листья по ветру летят,
Лужи прямо у порога,

                                     

Мокнут ножки у ребят.

(Сжимать, разжимать на руках кулаки, потом потрясти пальцами.)

                                                                        (Совершать круговые движения кистями рук.)
(Положить ладошки на стол, затем поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы
 — ворота — обеих рук.)

(Стряхнуть «воду» с рук.)

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

  1. Гимнастика для глаз.   «Дождик».

Дождик, дождик, пуще лей.                 (Смотрят вверх).

Капай, капель не жалей.                (Смотрят вниз).

Только нас не замочи.                        (Делают круговые движения глазами).

Зря  в окошко не стучи.

  1. Координация речи с движением.  

Мы дорожки подметаем                           (имитация движений)

Листья в кучи собираем                      (наклониться, имитировать движение)

Чтоб, гуляя, малыши

Веселились от души!                 (подскоки на месте)

Ох, устали                                 (обтереть пот со лба)

Отдохнем                                 (присесть)

И домой скорей пойдем.         (шаги на месте)

  1. Массаж ушей.

Чтобы ушки не болели,

разомнем мы их скорее:

вот сгибаем, отпускаем

и опять все повторяем.

Козелок мы разомнем,

по уху пальчиком ведем.

И ладошкой прижимаем,

сильно-сильно растираем.

                                                           

Пальцами мягко разминают ушную раковину.

Пальцами сгибают ухо и отпускают.

 

 Большими и указательными пальцами растираем козелок.

Ладонями энергично растирают уши.

Лексическая тема: Одежда. Обувь.

Коррекционные упражнения

  1. Развитие мимики.  Пластический этюд.

Задание направлено на развитие у детей понимания эмоциональных состояний (радости, испуга). Игровая ситуация изображается при помощи мимики.

►► Мы принесли таз, налили в него воды, решили сами постирать свои вещи. Покажите, как вы довольны, улыбнитесь. Вдруг таз опрокинулся, и вода разлилась. Что вы почувствовали? Покажите, как вы испугались. Пришла мама и помогла убрать воду. Покажите, как вы этому рады.

  1. Развитие физиологического дыхания.

Диафрагмальное дыхание лежа. Ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно показать, как нужно дышать диафрагмой (животом). По команде ребенок вдыхает, выпячивая живот, и выдыхает, втягивая живот. Обучение диафрагмальному дыханию нужно проводить индивидуально. Только обучив каждого ребенка, можно проводить упражнение с подгруппой.

«Дышим попеременно».

1. Вдох носом, выдох – носом. Вдох носом, выдох – ртом.

2. Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.

3. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

4. Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Развитие речевого дыхания.  Игра «Пузырь».

Произносить потешку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на два слова, затем делать добор воздуха.

Надувайся, пузырь,

Надувайся большой,

Надувайся большой,

Да не лопни такой!

Затем развести руки в стороны, сделать быстрый глубокий вдох, на выдохе, опустив руки, протяжно произнести пффф.

  1. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса.  

Игра «Капризное эхо».  Если взрослый называет предмет  одежды или обуви громко, то ребенок повторяет это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и тихо; если взрослый называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и тихо, то ребенок — без этого суффикса и громко.

Например: Взрослый. Шуба.

           Ребенок. Шубка.

           Взрослый. Платьице.

          Ребенок. Платье.

  1. Развитие мелкой моторики.

В таз воды я наливаю.

Свои вещи достаю.

Их сама я постираю

И в порядок приведу.
Мама очень удивится,
Будет мной она гордиться.

(Сжимать — разжимать кулаки на обеих руках.)
(Хватательные движения руками.)

(Потереть кулачок о кулачок, имитируя стирку.)
(Стряхнуть «воду» с рук.)
(Развести руки.)

(Поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Игра с массажными мячиками. (О. Крупенчук)

Это ручка – правая.

Это ручка – левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Крепко сжимают в левой руке.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Крепко сжимают в правой руке.

Крепко сжимают в левой руке.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

5.        Гимнастика для глаз.

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

6. Координация речи с движением.  «Помощники».

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

Встают, наклонившись;

руками двигают вправо, влево.

Тянутся, как бы вытирают пот со лба.  Снова «полощут».

Вытирают руку о руку.

7. Самомассаж для лица и шеи «Индеец».

Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

«Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями –  3 раза.

«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – 3 раза.

«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам –  3 раза.

«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди –  3 раза.

«Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.

«Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

«Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

Лексическая тема: ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ.

Коррекционные упражнения

  1. Развитие мимики.  Пластический этюд. Задание направлено на развитие у ребенка понимания  эмоциональных состояний (удивления и радости) человека.

►► Мы пришли собирать ягоды на грядках. Но увидели только зеленые кусты, на которых не видно ни одной ягодки. Покажите, как мы удивились. Мы наклонились пониже и под листиками заметили крупные сочные ягоды, Какие красивые ягоды! Вкусные ягоды! Мы очень обрадовались. Покажите, как мы обрадовались.        

Развитие мимики и интонационной выразительности речи. На картинке изображены 2 ягоды малины: маленькая, сморщенная, бурая и большая, сочная, красная. Нужно произнести слово «малина» так, чтобы передать голосом, что одна ягода — красивая и сочная, а другая — сморщенная и непривлекательная.

  • Малина! (Радостно, с восхищением.)
  • Малина. (Недовольным тоном.)

2. Развитие дыхания.         «Подыши одной ноздрей». Дифференцированное дыхание.  И.п.: стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 

1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки;

2 — левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох;

3 — как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3—4 раза.

Развитие длительного направленного плавного выдоха.

Упражнение «Осенние листочки». На уровне рта ребенка подвешены на ниточках разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3-5 раз.)

Упражнение «Ветерок в саду». Предлагается подуть на изображения ягод, сделанные из папиросной бумаги и прикрепленные ниткой к полоске картона.

3.        Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Игра «Эхо». На картинке дети в лесу кричат «АУ!». Дети делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «АУ!» Вторая команда (эхо) тихо отвечает «АУ!» (Повторяем 3-5раз.)

        4. Развитие речевого ритма, высоты голоса. Картинка с изображением мамы, зовущей ребенка в саду. Взрослый показывает, как мама зовет ребенка, ребенок  повторяет: «Ма-ша! Ко-ля! На-та-ша!»

  1. Развитие мелкой моторики.

В лес пойду я по грибы,                          

Соберу боровики.

Принесу я их домой.

Мама сварит суп грибной.

(Левую руку сжать в кулак, правую ладошку, немного округлить и положить на левый кулак — «грибок».)
(Сжимать, разжимать кулаки на руках.)

(Соединить одинаковые пальцы рук, образовав «домик».)
(Поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

 «Меж густых еловых лап».

Меж густых еловых лап

Дождик кап – кап, кап – кап – кап.

Где сучок давно засох

Вырос мох – мох, мох – мох – мох.

Где листок к листку прилип

Вырос гриб – гриб, гриб – гриб – гриб.

Кто нашел его, друзья?

Это Я – Я – Я!

Пальцы расставлены, легонько

касаются стола.

Надавливаем поочередно,

начиная с большого.

Чередуем 1 и 2.

Развести руки в стороны.

Ладонь на грудь.

Спички и палочки: «Дерево», «Елочка», «Грибок».

Игра с массажными мячиками.

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.      

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево, между ладонями.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

  1. Гимнастика для глаз.  «Грибы-опята».

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!            (Движения глазами влево-вправо).

 Шляпки грибов, как монетки горят.         (Дети смотрят вдаль).

От шляпок рябит в глазах у ребят.                 (Часто поморгать глазками).

  1. Координация речи с движением. «Рябинка».

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку. 

(потягивания - руки вверх)

Ей не просто жить на свете - ветер крутит, вертит ветер,

(вращение туловища вправо и влево)

Но рябинка только гнется, не печалится - смеется.        

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображают ветер).

7. «Лес зеленый». Массаж лица по китайской медицине (улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз).

Теплый ветер гладит лица, 

Лес шумит густой листвой. 

Дуб нам хочет поклониться,         

Клен кивает головой. 

А кудрявая березка 

Провожает всех ребят. 

До свидания, лес зеленый, 

Мы уходим в детский сад!         

Двумя ладонями провести, не надавливая,

от бровей до подбородка и обратно  4  раза.

От точки между бровями большим пальцем

левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза.

Массаж висков большими пальцами обеих рук, совершая вращательные движения – 8 раз.

Поглаживание лица ладонями сверху вниз -4 раза.

Лексическая тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.

Коррекционные упражнения

  1. Релаксация. Мимические упражнения.

Пластический этюд на тему «Птицы улетают».  

Задание направлено на развитие у детей понимания эмоционального состояния печали. На рисунке пиктограммы: печаль, радость, гнев.     image6

►► Наступила осень. Высоко в небе летит стая птиц. Мы провожаем птиц в дальнее путешествие. Птицы печально кричат. Какое настроение навевает эта картина? Покажите, как нам грустно провожать птиц.

Детям предлагается найти пиктограмму, соответствующую основному тону высказывания, из трех предложенных (печаль, радость и гнев), а затем передать эмоциональное содержание текста с помощью мимики.

  1. Развитие дыхания.  «Воздушный шар поднимается вверх».

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1 — одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах;

2 — выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4—8 раз.

Развитие направленного плавного выдоха.

Игра «Птицы улетают». Подуть на изображения птиц, сделанные на папиросной бумаге и прикрепленные ниткой к полоске картона.

Развитие речевого дыхания. Упражнение на удлинение речевого выдоха.

Сделав полный вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов.   Например: Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.

        3. Развитие речевого ритма, силы голоса.

Детям предлагается имитировать крик уток, изменяя силу
голоса.

►► Утки готовятся к полету и громко кричат, собираясь в стаю:
«Кря-кря-кря!» Стая поднялась высоко в небо и до нас доносится тихое: «Кря-кря-кря!»

4.Развитие мелкой моторики.

Снова осень наступает,

Птицы гнезда покидают,

В стаи собираются,

До весны прощаются.

По очереди соединять пальцы с большим на правой руке.)
(По очереди соединять пальцы с большим на левой руке.)

(Сжать пальцы обеих рук в «замок».)

(По очереди соединять одинаковые пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Игра с массажными мячиками.

Птичка веток набрала,

(2 раза)

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко.

Умничка-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.

Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»).

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

  1. Гимнастика для глаз.  «Птички».

Летели птички,

Собой невелички.        (Прослеживание глазами за предметом по кругу).

Как они летели,

Все люди глядели.        (Движения глазами вправо – влево).

Как они садились,

Все люди дивились.        (Движения глазами вверх – вниз).

  1. Координация речи и движения, развитие общей моторики.

«Птички–невелички»        

Лапка, раз!                         (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два!                         (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок!                 (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз!                 (одну руку в сторону).

Крылышко, два!                 (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп!                 (хлопают крыльями).

Глазик, раз!                         (закрывают один глаз).

Глазик, два!                         (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички,

Птички - невелички.

Весело скакали,

Зернышки клевали, быстро улетали.

7. «Летели утки».

        Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки                 Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз.

Над лесной опушкой, 

Задели ели                 Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз.

Самую макушку, 

И долго елка         Указательными пальцами массировать крылья носа

Ветками качала…   по кругу от себя.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.
  2. Белякова Л.И.,Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания». –  М., «Книголюб» 2005
  3. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
  5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – Журнал Логопед, №2, 2010г.
  7. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1
  8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.
  9. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, 2013
  10.  Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  
  11. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007
  12.   Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – Спб., «Лань» 1997.
  13. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...