Статья "Использование сенсорного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедической группы"
материал (старшая группа) по теме

Петелина Светлана Игоревна

Предварительный просмотр:

Использование сенсорного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедической группы

На сегодняшний день в наиболее развитых странах сохраняется тенденция роста частоты детей имеющих отклонения в развитии речи. Особую актуальность приобретает вопрос организации своевременной дифференцированной помощи ребенку имеющему проблемы в речевом развитии и его семье, а также необходимость поиска средств, инструментов повышения эффективности психолого-логопедического воздействия.

Изучая, и, подробно описывая тяжелые речевые расстройства, основоположники отечественной логопедии Н.А.Власова, Р.Е.Левина, др. и современные учёные логопеды-практики Волкова, Филичева, Чиркина и др. отмечали, что тяжёлая речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально – волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса (восприятия) и выраженную моторную неловкость. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий как с психологом, так и с логопедом, проводится отработка полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но зачастую такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям. Способных заниматься в течение 15–20 минут, практически нет. У них часто снижен слух, острота зрения, а значит, ограничен сенсорный поток. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность, такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является интерактивная среда сенсорной комнаты.

Именно такая комната есть в нашем детском саду. Оборудование сенсорной комнаты - это прежде всего волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познает окружающий мир. Мозг человека в сенсорном пространстве “оккупируется” сенсорными стимулами различных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: “оккупация” мозга сенсорными стимулами  релаксация  нормализация функций организма  ключевой доступ к подсознанию  доступ к ресурсам нашего организма (компенсация), она позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала. Так было отмечено, что дети с речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в нашем сенсорном уголке.

                 У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн. Например, такие упражнения как «Медвежонок в берлоге», «Заячьи бега», «Слонёнок», «Медуза» и т.д. Имея разнообразные наполнители, применение бассейна принимает многофункциональность. Например, игры: «Определи крупу» (макароны) с закрытыми глазами; «Найди букву» (игрушку), «Город одного звука», «Мой клад», «Буква потерялась» и т.д.

Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них, очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучая детей этому в сенсорной комнате, мы использованием подвесных модулей “Сухой дождь”. Разноцветные секторы “Сенсорной тропы”, которые позволяют закрепить у детей представления об основных цветах, развивают пространственные ориентировки. А, если учесть, что коррекционно- психолого-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями начинается с формирования временных представлений и пространственной ориентации, то игровые упражнения, организованные в полифункциональной среде сенсорной комнаты, являются отличной пропедевтикой.

         Подводя итог из всего выше сказанного можно отметить, что среда в сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения. В своей коррекционной работе нашего дошкольного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для коррекции и развития детей, имеющих речевые нарушения в развитии.