МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
методическая разработка по логопедии на тему

Симонова Ольга Викторовна

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. (Слайд № 2)

Решение данной проблемы возможно через создание рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ.

На основе этого логопедической службой ГБДОУ № 102 была разработана вариативная рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшей и подготовительной логопедической группы.

Рабочая программа соответствует ФГОС ДО, основной образовательной программе ГБДОУ детского сада № 102 Невского района Санкт-Петербурга.

Настоящая  рабочая  программа  реализует  комплексную  примерную  общеобразовательную

программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и ряд коррекционных дополнительных программ, позволяющих выполнять ФГОС ДО, а так же учитывать приоритетные направления деятельности ГБДОУ.

Приоритетное направление деятельности ДОУ: (Слайд № 3)

  • обеспечения оптимальных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, воспитания и обучения в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  • проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

Дополнительные программы: (Слайд 4)

  • Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с ОНР 4-7 лет. – СП б.: Детство-Пресс, 2014.
  • Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, Баряева Л.Б., СПб, 2014
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2002
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М.: Просвещение 2009.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ГБДОУ и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в старшей и подготовительной логопедической группе.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует  психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. (Слайд № 5)

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. (Слайд № 6)

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи Программы: (Слайд № 7)

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) ГБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  •  Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ГБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

 

В рамках образовательной деятельности детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, и увеличение учебной нагрузки для коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина. Этим и оправдана, в первую очередь, необходимость разработки рабочей программы образовательной деятельности в группе, решающей актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Принципы построения программы: (Слайд № 8)

Выделяются следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и

    потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного

   процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных

    интересов каждого ребенка;

  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих

    возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. (Слайд № 9)

Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей на основе системы интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов коррекционно-развивающей работы.

Исходя из особенностей речевого развития старших дошкольников, имеющих тяжелое нарушение речи – фонетико-фонематического нарушения речи, общего недоразвития речи (ОНР) второго уровня речевого развития, третьего уровня речевого развития (по Р.Е. Левиной) строится процесс логопедической работы с детьми. Он осуществляется поэтапно, исходя из особенностей речевого нарушения детей.

Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ТНР

(Слайд № 10) Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.       (Слайд № 11). Это составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в тетради взаимосвязи.

            В тетради взаимосвязи в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией. Воспитатель проводит занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставленным логопедом. Воспитатель оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью проговаривания слогов, слов, предложений, потешек, чистоговорок, скороговорок, стихов.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:            (Слайд № 12)

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач. (Слайд № 13)

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих   задач: (Слайд № 14)

- логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевым нарушением;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы всех специалистов педагогиче­ского и медицинского профилей, а также родителей.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового   и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no2_2014-2015.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПЕДСОВЕТ № 2

Слайд 3

Приоритетное направление деятельности ДОУ:

Слайд 5

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Слайд 7

Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) ГБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы: Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива ГБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды. Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Слайд 8

Принципы построения программы:

Слайд 9

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Слайд 10

Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ТНР

Слайд 11

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Слайд 12

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: логопедические пятиминутки ; подвижные игры и пальчиковая гимнастика; индивидуальная работа; рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Слайд 13

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач.

Слайд 14

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевым нарушением; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Слайд 15

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...

Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС

В дошкольном образовании сегодня происходят большие изменения, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной области. В целях совершенствования воспитания и ...

Особенности планирования педагогической работы в «Монтессори-группе» в контексте требований ФГОС ДО

Несмотря на то, что педагогике Марии Монтессори более ста лет, она актуальна и сейчас....

Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языко...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...