Главные вкладки

    Особенности планирования педагогической работы в «Монтессори-группе» в контексте требований ФГОС ДО
    статья

    Торянник Марианна Ивановна

    Несмотря на то, что педагогике Марии Монтессори более ста лет, она актуальна и сейчас.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lazareva_-vvstuplenie_montessori.doc27.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности планирования педагогической работы в «Монтессори-группе» в контексте  требований ФГОС ДО

    Детский сад № 7 открылся не так давно, всего два года назад, но уже успел стать любимым, как для детишек, так и для их родителей. Новые группы, развивающие игрушки и пособия, современные игровые комплексы на прогулочных участках и совсем недавно в нашем  детском саду появилась особая «монтессори-группа».

    Перед нами встал вопрос как же построить работу в «монтессори – группе», чтобы в комплексе решить задачи поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования? Что должно быть по-новому, а что из «хорошо забытого старого» можно смело использовать в современной работе и соответствовать требованиям  ФГОС  дошкольного образования?  

    Ребенку в детском саду должно быть комфортно, удобно, весело, спокойно. Его хрупкий организм болезненно приспосабливается к малейшим изменениям в режиме, поэтому важно избежать напряжения, стрессов.

    ФГОС ДО  предусматривает проведение педагогом         оценки  индивидуального развития детей в форме диагностики или мониторинга, результаты которого служат для решения задач:

    1.        индивидуализации образования (поддержки ребенка и построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

    2.        оценке эффективности педагогических  действий и их планирования.

    Эти  положения  стандарта напрямую соответствуют основному методу работы Монтессори-педагога, который наблюдает жизнь детей, стремясь увидеть изменения в их развитии,  определить потребности детей, интересы и умения,   и внести соответствующие  изменения в среду группы. Образовательный мониторинг определяется как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание состояния и прогнозирования ее развития.

    Нами была разработана с учетом специфики педагогики М.Монтессори основная общеобразовательная  программа – образовательная  программа дошкольного образования для группы детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Основная цель программы - создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.  

    Принципы программы:

    • Принцип возрастной периодизации и сенситивных периодов от рождения до школы.

    • Принцип актуального и ближайшего развития (по Выготскому)

    • Принцип свободного выбора ребенком материалов для своей деятельности.

    • Принцип учета социокультурных условий

    Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.  

    Для Монтессори-педагогики характерен такой способ обучения и воспитания, при котором ребёнок получает знания и обретает умения в процессе собственной деятельности. Упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть область его потенциальных возможностей. Деятельность ребенка с учетом зоны его ближайшего развития способствует актуализации способности к самоконтролю и саморегуляции.

    Программа подробно описывает образовательную деятельность детей в группе  от 3-х до 7 лет по пяти основным направлениям развития, определенным в ФГОС ДО:

    1. социально-коммуникативное

    2. познавательное

    3. речевое

    4. художественно-эстетическое

    5. физическое

    Разработана также:

    • Рабочая программа для детей 3-4 лет;
    • Индивидуальная карта возможных достижений ребенка от 3 до 7лет;

         Задача педагогов  - увидеть и развить в ребенке потенциал, заложенный при рождении, научить выбирать вид деятельности, контролировать себя, анализировать ошибки. В «монтессори-группе» детей не сравнивают между собой,  а сравнивают только достижения ребенка: предыдущие и нынешние, потому не страдает их самооценка, и ребенок радуется, что сумел сделать то, чего не умел ранее.

          В карте достижений ребенка-дошкольника от 3 до 7 лет применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения:

      2 — всегда (умение или навык проявляется устойчиво);

      1 — иногда (умение или навык только формируется, проявляется не ре- гулярно);

      0 — никогда (умение или навык пока отсутствует

    •  Схема распределения образовательной деятельности;

           Педагог может быть как участником совместно-разделенной деятельности с детьми, так и наблюдателем их жизни со стороны, но сохранять при этом свою педагогическую позицию. В момент работы в монтессори-среде педагог отступает на второй план. Здесь он не воспитатель, а наблюдатель. Спросит, чем ребенок хочет сегодня заняться, где-то подскажет, где-то вовремя поможет, а все остальное время ребенок работает самостоятельно. Основная идея Монтессори – метода «Помоги мне это сделать самому!».

    •  Режим дня;

         Ребята в «монтессори-группе» живут почти так же, как и остальные дети в детском саду. Каждое утро они собираются на 10-15 минут вместе в кругу. Вначале, как правило, звучит негромкая музыка, а потом начинается общий разговор или обсуждение.  В монтессори-среде ребята работают в первую половину дня, а дальше их ждет привычная прогулка, обед, сон и развивающие занятия во вторую половину дня. В первую половину дня с детьми работают два педагога – воспитатель и педагог-психолог, прошедшие специальную подготовку.

    • Дневник включенного педагогического наблюдения;

         Образовательный мониторинг определяется как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание состояния и прогнозирования ее развития. В детском саду по системе Монтессори ответственным лицом за проведение психолого-педагогического мониторинга является Монтессори-педагог, для которого эта работа является частью основных профессиональных обязанностей. Позиция педагога как участника группы требует от него включенного наблюдения.

    • Индивидуальные портфолио детских работ;
    • Экран достижений для родителей;

    Рабочая программа в которой подробно описана образовательная деятельность детей в группе  от 3-х до 4-х лет по пяти основным направлениям развития, определенным в ФГОС ДО:

    1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

    • Забота о себе и окружающих людях и пространстве

    • Соблюдение правил жизни в группе

    • Свободная и организованная игровая деятельность

    • Традиционные праздники и события совместно с родителями

    Упражнения с материалами жизненной практики

    Упражнения подразделяются на четыре основных группы:

    -  Вводные упражнения  

       (Упражнения периода адаптации для развития контроля и координации движений);

    -  Упражнения по уходу за собой для развития самообслуживания;

    -  Упражнения, обучающие заботе об окружающей среде;

    -  Особые формы движения

    2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Можно разбить условно на несколько направлений:

    1. Сенсорное развитие

    2. Математическое развитие

    3. Знакомство с основами знаний о природе и культуре.

    Сенсорное развитие ребенка является базой формирования представлений об окружающем мире, познавательных процессов, умственного развития, развития навыков самообучения, подготовки к дальнейшим формам учения. Через самостоятельные упражнения ребенка с предметами окружающей среды происходит подготовка его мышления к переходу на новый абстрактный уровень, развивается речь и математические представления.

    Математическое развитие. Концепция математического развития в детском саду по системе Монтессори строится по законам естественного развития мышления человека. Математическое мышление дошкольников развертывается в процессе их жизнедеятельности в среде, позволяющей каждому ребенку двигаться в  его развитии в индивидуальном темпе.

    Знакомство с основами знаний о природе и культуре.

    В среде представлены материалы, с помощью которых дети могут знакомиться с понятиями окружающего мира: мир животных, растений, человека и предметов, им созданных, а также начальные знания о нашей Родине, планете Земля и ее месте в космическом пространстве. В каждом классе есть маленькая библиотека, в которой собраны книги по разным темам как для первоначального чтения, так и для совместного чтения со взрослым, разглядывания иллюстраций.

    3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

    Для того чтобы у ребенка сформировалась связная, грамматически правильно построенная речь, педагогами создается развивающая речевая среда. Важным условием развития связной речи и коммуникативных навыков является предоставление детям возможности свободного общения: развитие связной речи требует не только восприятия правильной речи взрослых, но и самостоятельности вербального выражения.

    Таким образом, развитие речи, психических процессов и моторных функций, связанных с речью, осуществляется в системе и связано со всеми разделами Программы. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях, а именно:

    • повседневное общение;
    • самостоятельная деятельность с речевыми материалами в подготовленной среде;
    • индивидуальные трехступенчатые уроки, или уроки названий; расширение  словарного  запаса  через  индивидуальные  и  групповые занятия с материалами на классификацию;
    • коллективные упражнения с речевым материалом в дидактическом круге;
    • занятия с подгруппой детей, состав которой определяется уровнем развития и интересами детей.

    Коллективное занятие с детьми в кругу часто включает в себя артикуляционную гимнастику, разучивание  потешек,  скороговорок, считалок, стихов; отгадывание и разучивание загадок; чтение, обсуждение и драматизацию различных произведений; сочинение детьми сказок и рассказов по картинкам или по плану.

    Как видим, в дошкольном детстве закладываются такие речевые навыки, как говорение, письмо и слушание.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры и реализуется через задачи:

    • обогащения активного словаря;
    • развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развития речевого творчества;
    • развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

    Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, душу к чувствованию». Условно делим область художественно-эстетического развития на направления:

    •  творческая изобразительная деятельность;

    •  музыкальное развитие.

             Основная обязательная часть по развитию изобразительного творчества реализуется в пространстве с материалами для упражнений в развитии художественных навыков. (Создание художественной мастерской или ателье) Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя с  музыкой и шумами, производимыми любым движением. «Движение по линии» в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» и несложные песенки с движением, которые очень любят дети – являются обязательными ежедневными «музыкальными процедурами», которые проводятся педагогами группы. А также звучание музыки может встречать детей по утрам, созывать на круг и использоваться, как фон, при рисовании и других видах спокойной деятельности.

    5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    В течение всего дня дети находятся в постоянном движении при работе с Монтессори-материалами, так, например, упражнения жизненной практики, работа с сенсорным, математическим, языковым материалом предполагает двигательную активность ребенка. Свобода выбора места работы позволяет ребенку выполнять задания как сидя за столом, так и сидя или лежа на коврике. Свобода выбора деятельности позволяет ребенку в любое время выбирать двигательную активность.

    Удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Педагогика М. Монтессори – это система саморазвития. В этом заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться – это происходит спонтанно. Взрослые занимаются лишь тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Монтессори – педагогика сугубо индивидуальная, это не групповая работа. Основной способ жизни – свободная работа с предметами окружающей среды.

               

    В деле воспитания, так же как и во всяком другом, есть идеал и возможное практическое приближение к нему. Наше дело – искать направления к этому идеалу и сделать на этом пути столько шагов, сколько позволят нам наши силы. Мария Монтессори показала, как много можно сделать при той горячей любви к делу и добросовестном отношении к труду, которым она отличалась! И если бы каждый из нас помнил ту ответственность, которую он несет перед подрастающим поколением, то оно могло бы вырасти лучше, сильнее, свободнее нас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

    В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

    Содержание психолого-педагогической работы в первой младшей группе по ФГОС

    Содержание психолого-педагогической работы в первой младшей группе по ФГОС...

    Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ.

    Педагогика, дошкольники, работа с семьей....

    Консультация для педагогов ДОУ «Введение новой формы планирования психолого-педагогической работы с воспитанниками, в соответствии с ФГОС»

    Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы планирования психолого- педагогической...

    ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

    Работа социального педагога по созданию благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье....