Особенности содержания педагогической работы с детьми в подготовительной к школе группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)

Елена Валерьевна Иванова

В данной статье педагог представляет систему работы в ДОУ в детьми подготовительной к школе группе. Надеюсь, это может помочь молодым специалистам выстроить свою работу с воспитанниками на этапе завершения дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx176.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности содержания педагогической работы

с детьми в подготовительной к школе группе

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

https://dou29-asb.ru/images/2020/02/03618ead44e066f3b9ea60154163d17d.jpg

подготовила: Е.В.Иванова- воспитатель высшей квалификационной категории

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения программы) всем педагогам хорошо известны: 

- Это и  овладение культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. 

 - обладание установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 

- Важна и способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. - Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. 

- Будущий школьник понимает, что все люди равны , проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. 

- Может обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. 

- Ребёнок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности. 

- У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. 

- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 

- Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело. 

- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 

- Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте. 

- Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде. 

- Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.) 

- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. 

- Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. 

- Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших. 

- Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Весь этот спектр качеств нам предстоит сформировать и развить в течении подготовительной к школе группе.На это и ориентирована наша Рабочая программа.

При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 

- Индивидуализации образования; 

- Оптимизации работы с группой детей.

Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.

Рабочая программа подготовительной к школе группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами): 

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности

- партнерство с семьей;

- приобщение детей к нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

- обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:

 1.  Культурно-исторический подход.

 2.  Личностный подход.

 3.  Деятельностный подход.

В подготовительной к школе группе  дети начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.

Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

 Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.

 Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.

Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях  детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.

  В этом году у детей группы завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с развитием половой идентификации, с формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.

Социальный портрет группы.

Группу посещают 24 ребёнка 6 – 7 лет. Из них с I группой здоровья –  12 детей, со II группой здоровья 9 детей ,  с III группой здоровья  3 ребёнка.

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 23 семей  - полные семьи, 1 семья  - неполная (ребёнок проживает с мамой),  1 семья  -  многодетная. Уровень жизни семей удовлетворительный

В группе 13 мальчиков  и 11 девочек.

. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада,  интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

В своей работе широко использую группе следующие формы работы: организованная образовательная деятельность в спортивном зале и на свежем воздухе, утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные комплексы после дневного сна, дни здоровья, физкультминутки, прогулки, подвижные игры, спортивные праздники и развлечения, физкультурные досуги и эстафеты, самостоятельная двигательная активность детей.

Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами ДОУ. Мониторинг индивидуального развития детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) осуществляется в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Целью организации мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

 Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики – выявление результативности образовательного процесса в Учреждении, лежащего в основе планирования педагогического проектирования и анализ освоения воспитанниками содержания 5 образовательных областей:

 - «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»,;

- «Речевое развитие»;

-  «Художественно-эстетическое развитие»,;

- «Физическое развитие».

Именно это позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

 Результаты оценки индивидуального развития (педагогической диагностики) используются для решения следующих задач:

 - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка, направлена на определение наличия условий для развития воспитанника в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями, оценки физического развития ребенка (контролирует инструктор по физической культуре), состояния его здоровья (контролирует медицинский работник), общими способностями: познавательными, коммуникативными (контролируют воспитатели, специалисты).

В случае выявления трудностей в освоении образовательной программы по одной или нескольким образовательным областям воспитатели групп заполняют педагогический профиль развития ребенка, в котором фиксируется актуальный уровень развития и намечаются стратегические задачи педагогической деятельности на учебный год. Процедура мониторинга «Готовность воспитанников к обучению в школе» проводится в соответствии с Программой и целевыми ориентирами, согласно ФГОС ДО и позволяет определить, проанализировать уровни многофункциональной готовности детей к школе, ориентировочной оценки школьной зрелости, психического и социального развития детей.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1918821/pub_5d1f216fc0819900ad722fca_5d1f21f21fd98a00ad4d3e33/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной работы с детьми в подготовительной к школе группе «Здоровое питание»

Формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих....

Календарно - тематическое планирование работы с детьми в подготовительной к школе группы

Календарно - тематическое планирование работы с детьми в подготовительной к школе группы...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР( подготовительная к школе группа)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНРСоставлено на основании «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» ...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми в подготовительной к школе группе "Веселые ступеньки"

Познакомить детей с таким видом аэробики как степ аэробика: рассматривание иллюстраций отражающие особенности этого вида аэробики....