Особенности содержания педагогической работы с детьми в подготовительной к школе группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)
В данной статье педагог представляет систему работы в ДОУ в детьми подготовительной к школе группе. Надеюсь, это может помочь молодым специалистам выстроить свою работу с воспитанниками на этапе завершения дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 176.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности содержания педагогической работы
с детьми в подготовительной к школе группе
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
подготовила: Е.В.Иванова- воспитатель высшей квалификационной категории
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения программы) всем педагогам хорошо известны:
- Это и овладение культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- обладание установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Важна и способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. - Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Будущий школьник понимает, что все люди равны , проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Может обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребёнок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
- Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Весь этот спектр качеств нам предстоит сформировать и развить в течении подготовительной к школе группе.На это и ориентирована наша Рабочая программа.
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования;
- Оптимизации работы с группой детей.
Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.
Рабочая программа подготовительной к школе группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами):
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:
1. Культурно-исторический подход.
2. Личностный подход.
3. Деятельностный подход.
В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.
Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.
В этом году у детей группы завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с развитием половой идентификации, с формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.
Социальный портрет группы.
Группу посещают 24 ребёнка 6 – 7 лет. Из них с I группой здоровья – 12 детей, со II группой здоровья 9 детей , с III группой здоровья 3 ребёнка.
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 23 семей - полные семьи, 1 семья - неполная (ребёнок проживает с мамой), 1 семья - многодетная. Уровень жизни семей удовлетворительный
В группе 13 мальчиков и 11 девочек.
. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
В своей работе широко использую группе следующие формы работы: организованная образовательная деятельность в спортивном зале и на свежем воздухе, утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные комплексы после дневного сна, дни здоровья, физкультминутки, прогулки, подвижные игры, спортивные праздники и развлечения, физкультурные досуги и эстафеты, самостоятельная двигательная активность детей.
Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами ДОУ. Мониторинг индивидуального развития детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) осуществляется в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Целью организации мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.
Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики – выявление результативности образовательного процесса в Учреждении, лежащего в основе планирования педагогического проектирования и анализ освоения воспитанниками содержания 5 образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»,;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»,;
- «Физическое развитие».
Именно это позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Результаты оценки индивидуального развития (педагогической диагностики) используются для решения следующих задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка, направлена на определение наличия условий для развития воспитанника в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями, оценки физического развития ребенка (контролирует инструктор по физической культуре), состояния его здоровья (контролирует медицинский работник), общими способностями: познавательными, коммуникативными (контролируют воспитатели, специалисты).
В случае выявления трудностей в освоении образовательной программы по одной или нескольким образовательным областям воспитатели групп заполняют педагогический профиль развития ребенка, в котором фиксируется актуальный уровень развития и намечаются стратегические задачи педагогической деятельности на учебный год. Процедура мониторинга «Готовность воспитанников к обучению в школе» проводится в соответствии с Программой и целевыми ориентирами, согласно ФГОС ДО и позволяет определить, проанализировать уровни многофункциональной готовности детей к школе, ориентировочной оценки школьной зрелости, психического и социального развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной работы с детьми в подготовительной к школе группе «Здоровое питание»
Формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих....
Календарно - тематическое планирование работы с детьми в подготовительной к школе группы
Календарно - тематическое планирование работы с детьми в подготовительной к школе группы...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР( подготовительная к школе группа)
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНРСоставлено на основании «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» ...
Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми в подготовительной к школе группе "Веселые ступеньки"
Познакомить детей с таким видом аэробики как степ аэробика: рассматривание иллюстраций отражающие особенности этого вида аэробики....
Педагогическое мероприятие с детьми в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему ": «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» "
Педагогическое мероприятие с детьми...
Конспект педагогического мероприятия с детьми в подготовительной к школе группе по познавательному развитию.
Конспект педагогического...