Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).
статья (средняя группа)

Галькевич Елена Михайловна

Проблема развития речи является одной из актуальных.  Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности. Важнейшее средство речевого развития детей – общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи все режимные моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24                                         комбинированного вида Василеостровского района Санкт – Петербурга

Статья на тему:

 «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).

Галькевич Елена Михайловна


Аннотация

Проблема развития речи является одной из актуальных.  Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности. Важнейшее средство речевого развития детей – общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи все режимные моменты. 

В соответствии с ФГОС ДО речевое  развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров:

Владение речью как средством общения;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной речи;

- Грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Проблема развития речи является одной из актуальных.  Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности. Важнейшее средство речевого развития детей – общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи все режимные моменты. 

В процессе организации режимных моментов я пользуюсь различными приемами работы по развитию речи детей.

  • Использую потешеки, короткие стихи,  для обсуждения  режимных моментов, таких как  утренний прием детей; проведение утренней гимнастики; организация культурно - гигиенических навыков; приём пищи (завтрак, обед, полдник); прогулка.

Например, во время умывания  используем четверостишье:

Кусочек мыла я возьму,
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется.

А перед сном - чтение сказок или прослушивание МР3 дисков со сказками и детскими песнями.

  • Использую  загадки, которые расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром и явлениями природы. Даже если и отгадывать не умеют, но старательно проговаривают и запоминают, ощущая себя при этом знающими. Этот прием хорошо подходит при организации культурно - гигиенических навыков; подготовке к приёму пищи; совместной деятельности с детьми, на прогулке.
  • Побуждаю  ребенка составить короткий рассказ из собственного опыта: о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни, интересных событиях в его жизни и жизни близких. Этот прием используем в индивидуальной работе на прогулке, во время утреннего приема, в совместной деятельности с детьми в группе.
  • В течении всего дня, в режимных моментах использую прием «Короткая беседа», который наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника – а это важные условия для развития его речи. Беседы организую в индивидуальной форме, а также со всей группой и подгруппой детей.
  • Еще одном приемом работы по развитию речи является «игровое упражнение».

 Использую игровые упражнения: «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», «Отгадай, что это» и другие  –   для развития лексико – грамматических процессов.

  • Рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций организую в режимных моментах во время утреннего приема, в совместной деятельности с детьми, на прогулке. В соответствии с лексической темой в группе  меняются книги, иллюстрации, картинки, вносятся новые игрушки и игры.
  • Дидактическая игра развивает речь детей,  пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические игры организую в индивидуальной форме, а также со всей группой и подгруппой детей в режимных моментах: утренний прием детей; прогулка,  совместная деятельность с детьми в группе.
  • Словесная игра  очень нравится детям и часто  используется во всех режимных моментах. Это игры,  в которых  сравнивают  предметы («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описывают  признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формируют элементарные обобщения («Что сажают в огороде») и пр.

Например, игра «Добавлялки»:

Ра-Ра – Ра - начинается … (игра).

Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).

Ри-ри-ри - на ветках… (снегири).

Ло-ло-ло – на улице… (тепло).

Или игра «Узнай, как кого зовут» - игра  проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ. Это девочка (мальчик, волосы (тёмные, светлые, во что одет (перечислить название одежды и её цвет).

  • Сюжетно – ролевая игра.

Например, «Семья», «Детский сад», «Я – шофер», «Поликлиника», «Парикмахерская» и другие.

Характер этих игр требует согласования действий, организации взаимодействия партнеров, что невозможно без речевого общения. Сюжетно – ролевая игра активизирует речь, так как коммуникативная ситуация игры побуждает к вступлению в разнообразные контакты, организует общение играющих.

  • В  работе широко использую игры-инсценировки, игровые ситуации, которые побуждают  детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, на магнитной доске. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг  друга).

Опыт работы по развитию речи нашей группы показал, что  игры – драматизации  способствуют повышению речевой активности малоразговорчевых детей, они смелее берут на себя роли в играх, инсценировках, театральных постановках.

  •  В режимных моментах:   совместная деятельность с детьми в группе и  прогулка, используем прием работы по развитию речи «Артикуляционная гимнастика» (с элементами дыхательной и голосовой), которая помогает детям для того, чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились.

Например, «Дуем, дуем на листочек», «Ты лети, мой лепесток, через запад на восток…»

  • Подвижно - речевая игра.
  • Например, «У ребят порядок строгий» (Развивать общую моторику,    умение  действовать сигналу)

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра - та - та, тра - та - та!

Дети ходят по залу врассыпную, по сигналу дети строятся в колонну.

  • После организации совместной продуктивной деятельности я использую зрительную гимнастику, которая способствует не только снятию мышечного напряжения глаз, но и речевому развитию.

Например,

Раскололся тесный дом (моргают глазами),

На две половинки (взор вправо, влево).

И посыпались оттуда (взор вверх, вниз),

Бусинки – дробинки (закрывают глаза).

  • Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи. Этот прием работы по развитию речи  использую в режимных моментах очень часто.

Например,  пальчиковая игра  «Жук летит»:

Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит.

Пальчики в кулачок, указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевелит ими.

Между развитием игровой деятельности и развитием речи наблюдается двухсторонняя связь: с одной стороны – для развертывания игры требуется определенный уровень речевого развития, а с другой – игра стимулирует развитие речи, ее форм и функций.

В результате целенаправленной и систематической работы  по развитию речи с детьми среднего возраста, а именно в режимных моментах, добилась положительных результатов. Дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в режимных моментах в первую половину дня во второй младшей группе. Лексическая тема «Семья».

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ", распределённого в основных режимных моментах.Ориентирован на вторую младшую группу детского сада....

Развитие речи в режимных моментах в первую половину дня во второй младшей группе. Лексическая тема «Семья»

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ", распределённого в основных режимных моментах.Ориентирован на вторую младшую группу детского сада....

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...

развитие речи в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста

Представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи в режимных моментах...

Выступление на пед.совете:"Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста" (из опыта работы)

Выступление на пед.совете:Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста (из опыта работы)...

Картотека игр, используемых в режимных моментах с детьми среднего дошкольного возраста

Картотека представляет собой подборку игр по развитию внимания, различных видов памяти, зрительного восприятия, слухового восприятия, мышления, умения действовать по инструкции. Картотека игр предназн...