Выступление на пед.совете:"Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста" (из опыта работы)
материал по развитию речи (младшая группа)
Выступление на пед.совете:Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_kommunikativno-rechevaya_aktivnost.docx | 207.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста
(из опыта работы)
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я наблюдаю, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — овладевают умением выговаривать определенные звукосочетания, произносят слова, а затем связывают их между собой в предложения и фразы. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Я пришла к выводу, что со стороны воспитателя требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи.
Работу по социально коммуникативному-развитию я начала с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе:
В группе оформлены различные зоны, которые способствуют активизации речевого общения
Книжная зона с яркими, красочно оформленными книгами, что привлекает внимание малышей. Мы знакомит наших малышей с каждой книгой, показываем иллюстрации, обучаем правилам пользования книгой. По содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку.
Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланеллеграфе, пальчиковый театр, магнитный театр ,изготовлены шапочки-маски сказочных персонажей
Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки……
Оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно-ролевые игры(больница,магазин,семья…)
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий :
-пособия для артикуляционной моторики (Вертушки, дудочки, веер,…)
-картотека по всем видам речи, картотека художественного слова
- литература, иллюстрации, картины
- дидактические игры
- книжки-самоделки
- альбомы и т. д.
Итак, общение с детьми происходит в течении всего дня. Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, я могу поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (что видел по дороге в детский сад, в какие игры играл дома, какая любимая игрушка? куда ездил в выходной день с папой и мамой? что видел интересного? кто купил платье?).
Обязательно речевое общение перед едой. Я говорю детям, как называется блюдо, кто его приготовил, что это очень вкусно. Иногда дети спрашивают это сами. Настраиваю ребят на то, чтобы они всё съедали, а то мама расстроится. Потом они часто говорят друг другу за столом эти слова: «Кушай всё, а то мамочка расстроится».
Осуществляется словарная работа во время умывания ,в своей работе использую игровые обучающие ситуации с потешками.(«будет мыло пениться, грязь куда-то денется»)Например, Зайка показывает, как правильно намыливать руки, тереть их друг о друга, вытирать полотенцем. Занятие «Купание куклы Кати», на котором дети знакомились со всеми предметами умывания.
Во время одевания детей на прогулку формирую не только навыки одевания, но и речевое общение с детьми. Я учу детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах, спрашивая: «Что ты хочешь? Чем тебе помочь? Чья эта шапка?. В ответ дети просят: «Застегните! Помогите снять куртку! Достаньте шапку!» и т. д. Учу детей благодарить за помощь, говорить «спасибо». Стараюсь похвалить каждого, кто одевается самостоятельно или кто старается, но не получается.
Общение в ходе прогулки
Где же малыши сталкиваются с трудностями общения? Конечно на прогулке. Как собраться на улицу, не мешая другим? Как всем вместе спуститься по лестнице? Как поделить игрушки или место в песочнице?
Собираясь на прогулку, мы беседуем о правилах поведения, гуляя на участке, мы наблюдаем за старшими ребятами, беседуем ( учимся на положительных или отрицательных примерах). Выполняем посильные трудовые действия.
В коммуникативно-речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д.
Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
В игре дошкольник обучается, развивается и воспитывается.
Я активно включаю в совместную деятельность разнообразные виды игр:
-дидактические,
-сюжетно-ролевые,
-подвижные,
которые способствуют развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Игры доставляют детям не только удовольствие и радость, но и учат быть добрыми, внимательными, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив. Мы проводим их как в помещении, так и на участке.
В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Часто разыгрываем инсценировки (с куклой, мишкой, др.) и ведем разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведенй
Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений (попросить у няни тряпочку для мытья игрушек, книгу, игрушку и т. п.). Сначала к таким поручениям привлекаю самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Часто даю образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Яна, пожалуйста, пойди к Светлане Егоровне и скажи: «Светлана Егоровна, поменяйте, пожалуйста, нам воду в тазу». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу.
Выбор.
Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Я стараюсь поддерживать каждое инициативное обращение ребёнка к воспитателю, потребность и желание ребёнка говорить. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения детей со сверстниками. Совместные игры всё больше и больше привлекают детей. Я учу их, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, никого не обижать.
Таким образом, в результате использования разнообразных видов деятельности у воспитанников постепенно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников
Представлен опыт работы воспитателя по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников.Опыт представлен на городской конференции.Имеетя положительный результат....
Консультация для воспитателей.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста
Одна из задач воспитания детей второй группы раннего возраста - формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский ...
Презентация к семинару: "Развитие познавательной активности детей второй группы раннего возраста"
Практические упражнения и игры, которые можно использовать для развития познавательной активности детей в детском саду и дома....
Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше ...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста "Калейдоскоп".
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой,на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,на выкладывание, которые помогут укрепить руки ма...
Влияние устного народного творчества в речевом развитии детей 2 группы раннего возраста (из опыта работы).
Задачи работы педагога: Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей; Приобщить детей к русскому фольклору Обогащать речь детей, ф...
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста.Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.Для диагностик...