Главные вкладки

    Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Карпова Наталья Иннокентьевна

    Представлен опыт работы воспитателя по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников.

    Опыт представлен на городской конференции.

    Имеетя положительный результат.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отдел образования муниципального образования администрации

    г. Усолье-Сибирское

    МКУ «Информационный методический центр»

    Городская педагогическая конференция

    Тема: «Речевое развитие»

    Доклад «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников»

    Автор:

    Карпова Н.И.

    воспитатель

    МДОУ №33

    г. Усолье-Сибирское

    2011 год

    Организация работы по развитию коммуникативно-речевой

    активности дошкольников

      Как известно, роль коммуникативной функции речи в общем развитии ребенка связана, с одной стороны с ее направленностью на формирование системы значений путем присвоения социального опыта в общении, познавательной, игровой, творческой деятельности – информационный аспект. С другой стороны, обеспечивает регуляцию взаимоотношений с окружающими -регулятивный аспект.

     Речь как  средство общения возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлено нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое средство для решения тех задач ребенка со взрослыми, которые встают перед дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности, и вытекает из важных для ребенка проблем, связанных с типом  ведущей деятельности. И в дальнейшем развитие речи детей связано с характером их деятельности общения, изменения содержания детского высказывания зависит от изменения формы общения.

     Педагогический опыт изучения особенностей детей с речевым недоразвитием показывает, что недоразвитие речевых средств снижает уровень общения детей, способствует возникновению психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности), порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, неумение поддержать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативной активности.  Несовершенство коммуникативных умений, речевая неактивность не обеспечивают процесс  свободного общения, и в свою очередь, не способствуют познавательной деятельности детей.

    Ребенок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно. Необходимо искать способы заинтересовать ребенка, а не пытаться силой заставить себя слушать. Он может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к обсуждению. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показывают следующее:

      Дети очень любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что они наблюдали в текущий момент и что их удивило. Им нравится почти все, что можно делать руками, они с удовольствием комментируют происходящее.

    Можно сказать, что детям нравится прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление, радость, предвкушение интересного дела.

    ) Дети не любят:

    1. описание картин;
    2. призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам;
    3. рассказы о достопримечательностях, художниках и писателях.

     Стоит отметить  возможные варианты создания благоприятных условий для общения детей друг с другом и со взрослыми. 

    1.Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.

    2.Соблюдение определенной системы правил детьми, которые необходимо постепенно вводить в учебно-воспитательный процесс.

    1. любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;
    2. знаешь сам, скажи другому;
    3. делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее;
    4. останови друга, если он делает что-то плохое; если он  не прав, скажи ему об этом;
    5. если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, признай свою ошибку, попроси прощения;
    6. умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;
    7. сначала подумай, потом говори;
    8. выслушивай собеседника внимательно до конца;
    9. слушая, смотри на собеседника, выделяй главное в его речи и старайся понять его;
    10. реагируй на высказывания собеседника, покажи, что понял его;
    11. будь доброжелательным;
    12. нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказываться по очереди;
    13. речь должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие;
    14. если необходимо, вежливо исправь ошибку, применяя выражения: «я думаю», «мне кажется» и т.д.;
    15. умей вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «я хочу возразить», «я не согласен с тобой (вами)»;
    16. используй выражения: «я согласен», «я поддерживаю», если поддерживаешь точку зрения другого человека;
    17. если хочешь что-то уточнить, следует применять выражения: «пожалуйста, уточните это», «не повторите ли вы (ты) это еще раз?» и т.д.

     Воспитание осознанного отношения к правилам включает три взаимосвязанных компонента: знание правил; понимание их справедливости и значимости; соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения. 

     3.        Активное участие детей в организации деятельности на занятии, с предоставлением дошкольникам свободного выбора:

    1. картинного материала, используемого на занятии;
    2. темы беседы или занятия.

     4. Проведение рефлексии — обсуждение с детьми основных моментов занятия, выяснение их мнения.

     Организация работы по формированию коммуникативных навыков детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной деятельности педагога с детьми, в свободных играх.  В ходе режимных моментов имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.

     Непосредственная работа с детьми происходит в процессе коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом, музыкальным руководителем. Задачи и содержания этой деятельности включают: создание положительного образа сверстника, развитие эмпатии у детей друг к другу, развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты). Воспитатель, работая в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ, включает в непосредственно-образовательную деятельность коммуникативные игры и упражнения.

     Важную роль играет включение ребенка в совместную с другими детьми деятельность. У детей дошкольного возраста это место занимает игра (сюжетно-ролевая, игры с правилом), а также различные виды практического взаимодействия. Так, в процессе рисования, лепки, конструирования дети учатся планировать свои действия  в речи.

    Для активизации общения и сотрудничества детей в процессе коммуникативной деятельности поощряются любые виды детского взаимодействия, речевая активность, обращения за помощью, разные виды помощи детей друг другу: «Что надо сделать?», «Подскажи ему, как поступить», «Объясни,  в чем его ошибка», «Сделайте вместе». Очень эффективен и такой прием: предложить удачно справившемуся с заданием ребенку объяснить способы выполнения работы: «Он сделала так, а ты тоже так? Расскажи…».

      Театральный кружок "Рукавичка», организованный в дошкольном учреждении,  способствует развитию красноречия детей, умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд".

     Поскольку развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием ребенка, особое внимание педагоги детского сада уделяют организации занятий в кружках художественного творчества "Оригами", «Фантазия»

      Для того чтобы совместная деятельность способствовала развитию активных коммуникативных контактов между детьми, важен вклад каждого участника общения. Для реализации этого используется работа парами и группами из 3-4 детей.  С детьми проводятся игры-упражнения, имеющие разные дидактические цели. Успешное выполнение заданий становится возможным при условии доброжелательного отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности, активного обсуждения последовательности выполнения работы, четкого распределения обязанностей между детьми. Для формирования умений общаться в паре используются речевые ситуации следующего типа:
    « Вы увидели, что возле подъезда стоит малыш и плачет. Это мальчик из младшей группы. Расспросите его. Узнайте, что случилось? Помогите мальчику».
    Данные умения формируются с помощью специального картинного материала

      Наиболее успешное развитие коммуникативной функции речи происходит в ведущем виде детской деятельности, таковой для детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому детей старшего возраста активно включаем в игры с правилами. В этой игре формируется способность поступать не импульсивно, а согласно принятым условиям, способность устойчиво удерживать контекст общения, что составляет важнейшую сторону психологической готовности детей к школе. В играх с правилами ребенок учится содержательному общения со взрослыми и сверстниками, т.е. учебному сотрудничеству. 

     Несмотря на старший дошкольный возраст, у детей наблюдалось неумение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. В связи с этим при обучении дошкольников применялись дидактические игры, обогащающие словарь, помогающие наладить общение детей друг с другом.

    Важно заметить, что функции взрослого на всем протяжении игрового обучения меняются: на  начальном этапе он – организатор игр, задает правильные образцы речевого и коммуникативного поведения. Постепенно он переходит к исполнению в играх вспомогательных ролей, координирует деятельность детей,  ненавязчиво подсказывает при речевых затруднениях.

     В своей работе используем игры, формирующие коммуникативные навыки:

    1. Игры на развитие невербальных средств общения; знакомство с эмоциями человека, умение выражать различные эмоции в общении со сверстниками.
    2. Игры и упражнения, предусматривающие продуктивное взаимодействие детей – коллективное рисование, лепка, конструирование. Использование конструкторов "лего" помогает решить проблемы разви
      тия речевой активности дошкольников, освоения ими
      речетворческой деятельности. На занятиях дети учатся составлять
      речевой план будущей постройки, описывать продукт
      своей деятельности, сочинять творческие рассказы,
      придумывать загадки (с использованием схем и ал
      горитмов).

    1.  Игры и на развитие группового взаимодействия: - сплоченности, речевого общения. 
    2.   Коммуникативно-сюжетные игры. («Ателье», «автобус», «аптека» и др.) Используется иллюстративный материал, который включает в себя картинки с разными сюжетами, на которых нарисованы сказочные персонажи или люди. Поощрялось желание ребят придумать разные инициативные реплики по одной картинке.
    3. Коммуникативно-лингвистические игры, т.е. такие игры,  в которых слово становится предметом наблюдения и осознания его детьми.
    4. Разыгрывание игровых ситуаций.

        Таким образом, в результате использования  разнообразных видов деятельности у воспитанников дошкольного учреждения постепенно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения.

    Литература

    1. С.Ю. Серебренникова «Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения» - Иркутск, 2009 г. – 72 с.
    2.  Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Дис... канд. психол. наук.- М, 1983.- 217 с.
    3.   Артеменкова Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: Дис...канд. пед. наук.- СПб., 2002.-212 с.
    4.   Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка.- Екатеринбург: Лигур, 2000.- 190 с.
    5. .  Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 1. – с. 19-25
    6.  Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 2. – с. 12-16
    7.  Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Автор. дис.....канд. психол. наук.- М., 1982.- 21 с.\
    8.  Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис....канд. пед. наук.- М., 1998.- 190 с.
    9. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис....канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1999.- 231 с.



    Предварительный просмотр:

    Проект

     "Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

    Разработала: воспитатель МДОУ №33

    Гагаркина В.В.

    г. Усолье – Сибирское

    Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

    В нашей группе организация поисково-познавательной работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

    1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
    2. Неживая природа  (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
    3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).

    В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

    При работе с дошкольниками большое значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

    Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

    Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

    Цель проекта: 

          Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    Задачи проекта:

    I. Оздоровительные задачи:

    1. Охранять и укреплять здоровье детей;
    2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой;
    3. Формировать умения рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;

    II. Образовательные задачи:

    1. Формировать у детей представления  о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
    2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-исследовательской деятельности;

    III. Развивающие задачи:

    1. Развивать у детей воображения, речь, фантазию, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать;

    IV. Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношения к миру природы, к живым существам в процессе общения с ним;
    2. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои действия с другими детьми;

    Этапы реализации проекта:

    I этап   –   Подготовительный – май, июнь, июль, 2009г.

    II этап –   Организационный – август, сентябрь, октябрь 2009г.

    III этап – Преобразовательный – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, 2009-2010г.

    IV этап –  Рефлексивный – апрель, май 20010г.

    Участники проекта: 

    1. Дети.
    2. Педагоги.
    3. Специалисты ДОУ.
    4. Заведующий учреждением.
    5. Заместитель заведующего по УВиМР.
    6. Родители.

    Принципы реализации проекта

    В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста исследовательской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

    1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
    2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
    3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. 
    4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
    5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
    6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
    7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

    Перечень форм и методов реализации проекта: 

    1. Кружок “Чу-де-са!”.
    2. Наблюдения и экологические экскурсии.
    3. Работа с «Полочкой умных книг»
    4. Исследовательские сообщения: «Знаете ли вы…»
    5. Встречи с интересными людьми
    6. Природоохранные акции.
    7. Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
    8. Ведение календаря природы.
    9. Коллекционирование.
    10. Экологические выставки и экспозиции.
    11. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

    Содержание проекта

    Блок. Измерение.

    Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.

    Блок. Земля и её место в Солнечной системе.

    Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).

    Блок. Вещество.

    Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.

    Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.

    Региональный компонент: город Усолье- Сибирское солеварного промысла. История добычи соли. Свойства соли: магниевой и каменной. Использование соли человеком.

    Блок. Движение.

    Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.

    Блок. Свет и цвет.

    Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.

    Локальный компонент: история развития осветительных приборов.

    Блок. Звук и слух.

    Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.

    Блок. Магнетизм.

    Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.

    Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.

    Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.

    В мире электричества.

    Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

    Локальный компонент: электроприборы-помощники в детском саду

    Человек и законы природы.

    Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.

    Модель реализации проекта

    Направления работы

    Содержание деятельности

    Срок исполнения

    1. Работа с детьми

    1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

    в течение уч. года

    2. Диагностика по экспериментированию, с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

    2 раза в год октябрь, апрель

    3. Цикл наблюдений за живой и неживой природой.

    в течение уч. года

    4. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты без взрывов”.

    в течение уч. года

    5.Работа в  уголке  «Полочка умных книг»

    в течение уч. года

    6. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

    1 раз в месяц

    7. Участие в природоохранных акциях

    в течение уч. года

    8. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”.

    сентябрь

    2. Сотрудничество

    с родителями

    3. Методическое сопровождение

    1. Участие в фотовыставке, фоторепортажах “Вот оно какое наше лето”, “Мир открытий, глазами детей ”

    Июнь, август, сентябрь, декабрь, март

    2. Беседы из рубрики “Это интересно”.

    (подготовка сообщений совместно с детьми)

    в течение уч. года

    3. Консультационный материал для родителей. «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

    Октябрь.

    4. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”  

    Декабрь, январь

    1. Подбор конспектов экспериментально - исследовательских занятий, бесед.

    в течение уч. года

    2. Составление  сценарий досугов и развлечений эколого-познавательного характера.

    1 раз в квартал

    3. Консультационный материал для педагогов, на тему: «Детское экспериментирование»

     октябрь

    4. Оборудование и оснащение эколого-экспериментального уголка в группе.

    Летний период

    5. Картотека опытов.

    Сентябрь

    6. Картотека экспериментов.

    Октябрь

    7. Подборка наблюдений в природе.

    Ноябрь

    Ожидаемые результаты

    Для детей:

    1. Расширение представлений о физических свойствах окружающего мира

    1. познакомив с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
    2. познакомив с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
    3. развивая представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).

    2. Иметь представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.

    3. Сформировать навыки выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

    Для педагогов:

    1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
    2. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
    3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по экспериментально – исследовательской  деятельности дошкольников.
    4. Личностный и профессиональный рост.
    5. Самореализация.

    Для родителей:

    1. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальныхсредств общения.

    Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

    Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОО.

    Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников  в образовательном процессе ДОО.Скачкова Г. И., Максимова Н.В., МБДОУ ЦРР Д/С №188 г. ВоронежаПри составлении проблемн...

    Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                      Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

    Выступление на пед.совете:"Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста" (из опыта работы)

    Выступление на пед.совете:Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста (из опыта работы)...