Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
статья
Описание опыта работы
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар
Беспалько Оксаны Михайловны
Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возрастапосредством театрализовано-игровой деятельности»
В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно развиваться и творить. Дети не рождаются с этими навыками, их необходимо развивать и совершенствовать.
Процесс коммуникации изначально происходит в семье ребёнка, там он общается с родителями, близкими родственниками, но это общение носит узконаправленный характер. Попадая в общество, в частности в детский сад, ребёнку необходим уже более обширный словарный запас и более развитое владение речью. Развить и обогатить речь ребёнка наряду с другими занятиями, помогает театрализованная деятельность.
Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Поэтому, основной целью моей работы является развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие Задачи:
- Создать условия для развития коммуникативно-речевых способностей через театральную деятельность.
- Развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности.
- Способствовать раскрепощению ребенка, преодолению робости, развитию его самостоятельности, творческих способностей, активности в игре.
- Познакомить детей с различными видами театра.
- Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
- Развивать способности понимать чувства героев и сопереживать им.
- Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
- Приобщать детей к русской народной культуре.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них участие. Ведь театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.
Элементы театрализованной игрыв своей работе я использую в разных видах детской деятельности:
- в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
В период адаптациидля установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки: «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Киска-киска» и др.
Постепенно дети включаются в игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников и их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают во взаимодействие друг с другом и с воспитателем.
- в режимных моментах;
Театрализованныеигры использую в течении дня во всех режимных моментах.
Театрализованные развлечения для малышей провожу 2 раза в неделю во второй половине дня. Элементы театрализованной деятельности начинаю вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду.
- в сюрпризных моментах во время различных занятий;
Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. А если появляется театральный персонаж, кукла сюрпризный момент становится еще ярче.
- для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр;
В уголке театрализованной деятельности в нашей группе я собрала разные виды театров: настольный, пальчиковый, резиновый, магнитный театр, театр на руке, на фланелеграфе, набор кукол, элементы костюмов, театр масок и шапочек, театр на ложках, на стаканчиках, на прищепках, театр Би-Ба-Бо и т.д.Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Так же в своей работе с детьми при организации театрализованной деятельности использую такой вид театра, как «Театр на фартуке» данный вид театра помогает мне, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, дополняются мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия друг с другом и воспитателем, создаёт благоприятный психологический настрой.
«Театр на фартуке»– это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников. Целью пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру. Во время рассказывания сказок вовлекаю малышей в процесс восприятия, предлагаю вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно – фартук фигурки героев сказки.
Таким образом, я заметила, что театрализованная деятельность способствует развитию чувства сопереживания, эмоциональному обогащению ребёнка, даёт возможность выразить своё отношение к героям, к их поступкам, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе. Всевозможные театрализованные игры создают полноценную среду развития, расширяют круг общения детей, помогают каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно в общей постановке ребёнок естественно и непринуждённо усваивает опыт взрослых, подражая их поведению. Здесь педагог может и лучше узнать особенности характера каждого ребёнка, выстроить с ним более доверительные отношения. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, развивается внимание, память, творческое воображение. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, а своевременное овладение коммуникативными навыками ведёт к успешной социализации и успешной адаптации детей раннего возраста.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар
Беспалько Оксаны Михайловны
Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возрастапосредством театрализовано-игровой деятельности»
В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно развиваться и творить. Дети не рождаются с этими навыками, их необходимо развивать и совершенствовать.
Процесс коммуникации изначально происходит в семье ребёнка, там он общается с родителями, близкими родственниками, но это общение носит узконаправленный характер. Попадая в общество, в частности в детский сад, ребёнку необходим уже более обширный словарный запас и более развитое владение речью. Развить и обогатить речь ребёнка наряду с другими занятиями, помогает театрализованная деятельность.
Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Поэтому, основной целью моей работы является развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие Задачи:
- Создать условия для развития коммуникативно-речевых способностей через театральную деятельность.
- Развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности.
- Способствовать раскрепощению ребенка, преодолению робости, развитию его самостоятельности, творческих способностей, активности в игре.
- Познакомить детей с различными видами театра.
- Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
- Развивать способности понимать чувства героев и сопереживать им.
- Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
- Приобщать детей к русской народной культуре.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них участие. Ведь театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.
Элементы театрализованной игрыв своей работе я использую в разных видах детской деятельности:
- в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
В период адаптациидля установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки: «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Киска-киска» и др.
Постепенно дети включаются в игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников и их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают во взаимодействие друг с другом и с воспитателем.
- в режимных моментах;
Театрализованныеигры использую в течении дня во всех режимных моментах.
Театрализованные развлечения для малышей провожу 2 раза в неделю во второй половине дня. Элементы театрализованной деятельности начинаю вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду.
- в сюрпризных моментах во время различных занятий;
Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. А если появляется театральный персонаж, кукла сюрпризный момент становится еще ярче.
- для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр;
В уголке театрализованной деятельности в нашей группе я собрала разные виды театров: настольный, пальчиковый, резиновый, магнитный театр, театр на руке, на фланелеграфе, набор кукол, элементы костюмов, театр масок и шапочек, театр на ложках, на стаканчиках, на прищепках, театр Би-Ба-Бо и т.д.Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Так же в своей работе с детьми при организации театрализованной деятельности использую такой вид театра, как «Театр на фартуке» данный вид театра помогает мне, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, дополняются мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия друг с другом и воспитателем, создаёт благоприятный психологический настрой.
«Театр на фартуке»– это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников. Целью пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру. Во время рассказывания сказок вовлекаю малышей в процесс восприятия, предлагаю вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно – фартук фигурки героев сказки.
Таким образом, я заметила, что театрализованная деятельность способствует развитию чувства сопереживания, эмоциональному обогащению ребёнка, даёт возможность выразить своё отношение к героям, к их поступкам, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе. Всевозможные театрализованные игры создают полноценную среду развития, расширяют круг общения детей, помогают каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно в общей постановке ребёнок естественно и непринуждённо усваивает опыт взрослых, подражая их поведению. Здесь педагог может и лучше узнать особенности характера каждого ребёнка, выстроить с ним более доверительные отношения. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, развивается внимание, память, творческое воображение. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, а своевременное овладение коммуникативными навыками ведёт к успешной социализации и успешной адаптации детей раннего возраста.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества.
в материале говорится о использовании устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков....
Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».
Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов уже с ранних лет у детей формировать п...
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством игровых приемов и художественного слова"
Консультация...
Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности. (проектная деятельность)
Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности.(проектная деятельность)...
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
Методический материал из опыта работы...
План по самообразованию воспитателя на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством устного народного творчества"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....