Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальныхсредств общения.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

 Наталья Валерьевна Севостьянова.

 

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Ограниченность речевой коммуникации нередко сопровождается снижением мотивационно-потребностной сферы общения, что заметно препятствует установлению контакта с окружающими и совместной деятельности и выражается в недооценивании информации, исходящей от взрослого.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Проблемой развития коммуникативно-речевых умений дошкольников занимались А.Г. Арушанова, Л.С. Выготский, Т.И. Гризик, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.

Исследований, направленных непосредственно на изучение проблемы развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальных средств общения, чрезвычайно мало. Поэтому актуальность данной проблемы требует глубокого рассмотрения.

Существуют противоречия:

- между существующей сензитивностью старшего дошкольного возраста к овладению коммуникативно-речевых умений и недостаточной разработанностью научно-методических основ их формирования;

- между требованиями образовательного стандарта к подготовке дошкольника и недостаточной готовностью к решению этой задачи педагогами дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-programma_po_neverbalnomu_obshcheniyu.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР – д/с №178» г. Магнитогорск

              Программа развития

 коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством

  невербальных средств общения

                                               

                                                   Воспитатель высшей категории:

                                                                            Севостьянова Н.В.

Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальных средств общения

Цель программы – развивать уровень коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальных средств общения.

Нами был выбран следующий путь осуществления задач:

- изучить новинки психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- обогатить предметно-развивающую среду группы посредством создания центров детской активности;

- определить перспективы работы;

- составить перспективный план работы с детьми.

В работе с детьми поставили следующие задачи:

- развивать навыки невербального общения со взрослыми и сверстниками, умения работать в подгруппе;

- способствовать проявлению стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих.

Программа строится на следующих принципах:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях; в активной деятельности; в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей:

- эмоционально-положительный фон;

- субъект-субъектное общение;

- индивидуально направленные приемы;

- широкое использование наглядного материала, игровых приемов;

- смена видов деятельности;

- задания, обращенные к личному опыту, и др.

Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

Работа по данной программе проводилась с сентября 2009 г. по февраль 2010 г., включает в себя 24 игры-занятия .

        

Название игры

Цель игры

Игровой материал

Сентябрь

Разыгрывание прибаутки.

Этюды на выразительность жеста М. Чистяковой:

«Вот он какой!»

«Игра с камушками».

Работа с реальным предметом в воображаемой ситуации.

Знакомство с театром на фланелеграфе. Разыгрывание сказки «Рукавичка».

Создание мнимой ситуации

- совершенствование умения передавать результаты восприятия художественных образов произведений с помощью невербальных и интонационных средств выразительности;

- знакомство с театром на фланелеграфе;

- развитие наглядно-образного мышления с помощью действий с реальными и воображаемыми предметами

Камешки различной величины и формы, фланелеграф

Игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Телефон».

Этюды М. Чистяковой на выразительность жеста:

«Спать хочется!»

«Карлсон»

«Золушка».

Театр дымковской игрушки

- познакомить детей с приемами кукловождения настольного театра дымковской игрушки;

- подвести детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле;

- способствовать развитию мимического и пантомимического

Лоскутки, коробочки, кусочки бумаги

Продолжение таблицы 2

изображения эмоций

Сочинение сказки при помощи педагога «Лиса и медведь». Настольный театр резиновой игрушки.

Драматизация сказки «Репка»

- развитие воссоздающего воображения;

- работа над выразительностью речи, мимическим и пантомимическим выражением эмоций

Резиновые игрушки

Сочинение сказки при помощи педагога «Мышка и бычок». Настольный театр.

Этюд М. Чистяковой «Атмосфера».

Моделирование сказки «Колобок»

- развитие речи в диалоге;

- создание эмоционального образа;

- действия с предметами-заместителями, но из одного материала;

- развитие ассоциативного мышления

Кусочки цветной бумаги одинаковой величины, костюмы

Октябрь

Этюды на веру, наивность, фантазию.

Сочинение сказки «В чудесном лесу» с использованием игрушек

из различного материала настольного театра

- мимическое и пантомимическое изображение эмоций;

- развитие пространственной

ориентации;

- дорисовывание фигур

Игрушки из различного материала

Этюды с пальчиковой куклой.

Этюд на концентрацию внимания

«Осенние листья».

Этюд на воспроизведение отдельных черт характера

- дальнейшее овладение основными нюансами речи;

- развитие концентрации внимания;

- овладение работой с пальчиковыми куклами

Пальчиковая кукла, бумага, цветные карандаши, осенние листочки клена

Продолжение таблицы 2

«Повар-лгун».

Моделирование драматизации «Колобок»

Этюды с куклой-варежкой.

Игра-фантазирование

«Настроение и жизнь предмета».

Теневой театр

- воплощение образов мимикой, походкой, жестом;

- знакомство с теневым театром;

- пространственное ориентирование;

- развитие воссоздающего воображения

Кукла-варежка

Этюды на выразительность жеста:

«Тише»

«Иди ко мне»

«Уходи»

«До свидания».

Сочинение сказки «Приключения Маши в сказочном домике»

- побудить детей коллективно сочинять истории, активизируя речевое общение детей;

- формирование у детей характерных жестов отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия;

- развитие образного мышления

Дом из большого куска картона с вырезанными окнами, кукла-варежка

Ноябрь

Этюды с куклой бибабо на ширме.

Этюд на атмосферу.

Этюд на выражение основных эмоций «Вредное колечко».

Разыгрывание сценок из сказки «Теремок» на

- познакомить детей с приемами кукловождения кукол бибабо;

- создание эмоционального образа, навеянного музыкой в процессе активного воплощения

Кукла бибабо

Продолжение таблицы 2

ширме

Прогулка в волшебном лесу.

Этюды на выражение основных эмоций:

«Гадкий утенок»

«Гневная гиена».

Разыгрывание сценок из сказки «Волк и семеро козлят» в костюмах

- воплощение образа в позе, жесте (действие кодирования);

- дальнейшее развитие мимических и пантомимических выражений эмоций;

- необходимо вызывать желание участвовать в играх-драматизациях;

- поощрять самостоятельность в выборе выразительных средств для создания образа

Стул, костюмы

Этюды на выразительность жеста:

«Мама отдыхает»

«Кружева»

«Мы варили суп»

- воплощение образов мимикой, походкой, жестом

Костюмы

Этюды на выражение основных мыслей: «Кошка»

«Больная кукла»

«Наша мама»

- воплощение образов мимикой, походкой, жестом

Костюмы

Декабрь

Этюды на изображение отдельных черт характера:

«Буду летчиком»

«Умею сам»

- воплощение образов мимикой, походкой, жестом

Песня «Самолет»

Продолжение таблицы 2

Парные упражнения: «Приветствие»

«Насос и надувная кукла»

«Танцы противоположности»

«Упражнение на доверие»

- способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру

– умению чувствовать и принимать его

Ритмичная музыка

Групповые упражнения: «Танец пяти движений»

«Зеркало»

«Принц на цыпочках»

- совершенствовать навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами

Ритмичная музыка

Пантомимические этюды:

«Сказки наизнанку»

«Азбука настроений»

«Отражение чувств»

- учить общаться на вербальном и невербальном уровнях;

- определять эмоциональное состояние других людей;

- выражать свои чувства

Карточки

Январь

Упражнения-игры:

«Да» и «нет» говорите

«Интервью»

- учить задавать открытые и закрытые вопросы

Фишки

Упражнения-игры:

«Скажи по-другому»

«О чем сказала?»

- учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

Предметные картинки

Упражнения:

«Зеркало движение»

- формировать умение выделять основную идею

Костюмы

        Продолжение таблицы 2

«Плохое настроение»

высказывания, подводить итог

Разыгрывание этюдов:

«Собака принюхивается»

«Вкусные конфеты»

«Походка и настроение»

«Делай, как я»

«День рождения»

- обучение восприятию и выражению основных эмоций

Костюмы

Февраль

Моделирование проблемных и игровых ситуаций:

«Гости»

«Катя болеет»

- учить детей исполнять различные роли в процессе игры

Костюмы

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

- развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жест, пластику

Костюмы

Игра «Рифмованные движения»

- упражнять детей в умении согласовывать слова и действия

Стихотворение «Лягушки»

Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Лисичка подслушивает».

Этюд на выражение удивления «Удивление».

Этюд на выражение удовольствия и радости «Золотые капельки»

- воплощение образов мимикой, походкой, жестом

Музыка Д. Христова «Золотые капельки», костюмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...

Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.(презентация)

Компьютер для дошкольника как средство воспитания и развития творческих способностей....

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольнико...

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»

laquo;Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...