ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Аверьянова Татьяна Александровна

Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольников, способствовать их положительной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_averyanova_nazarova.docx81.18 КБ

Предварительный просмотр:

Аверьянова Татьяна Александровна, Назарова Ольга Николаевна

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике ……………………………………..3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении муниципальном образовании………………………………………………………………..….4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………4

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………..…6

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………………………………………………...7

3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………………………….8

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………………………...9

3.4. Результативность педагогического опыта………………………………………………..9

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта………………………………….…. 11

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………………..……..11

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………….....12

4. Выводы ………………………………………………………..……………………...18

Библиографический список……………………………………………………………………19

Приложение…………………………………………………………………………………..…21

Приложение № 1 – Перспективное планирование по нравственно-

патриотическому воспитанию ……………………………………………………………21

Приложение № 2 – Диагностика дошкольников в вопросах

нравственно-патриотического воспитания……………………………………………....39

Приложение № 3 – Диагностические исследования………..……………………………40

Приложение № 4 – Анкета для родителей……………… ………………………………41

Приложение № 5 – Дидактические пособия «Кубанское подворье»,

«Наш микрорайон»….………………………………………………………….…………42

Приложение № 6 – Консультации для родителей….……………………………………44

Приложение № 7 Картотека кубанских народных игр…………………………………46

Приложение № 8 –Конспект НОД по художественно-эстетической

деятельности «Костюм кубаночки».…………………………….…….…………………..53

Приложение №9- Конспекты НОД по нравственно-патриотическому воспитанию

 для старшей и подготовительной группы………………………………………….……56

Приложение №10 – Наши Акции………………………………………………………….84

Приложение №11- Конспекты развлечений……………….……………………………..86

Приложение №12- Совместное мероприятие «Мой папа – самый, самый…»………………………………………………………………………………….…..…92

Приложение №13- Совместная образовательная деятельность «При солнышке тепло, при матушке добро»…………………………………………………..……………………….95

Приложение№14 – Викторина «Есть такая профессия  -

Родину защищать»…………………………..……………………………………………..98


1. Литературный обзор

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Между тем, отечественные педагоги и психологи (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин),  в своих трудах отмечают, что психическое развитие ребенка начинается с общения

Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль таких игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства.

Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, мы выбрали материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришли к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, а также совершенствовать коммуникативные навыки у дошкольников.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении

Работа над данной темой опыта велась на протяжении трех лет, с сентября 2013 года по сегодняшний день и была организована в несколько этапов. С 2013 года на этапе выявления и изучения опыта происходил сбор материала, велась работа с различными источниками. Затем в течение двух лет опыт накапливался, систематизировался материал, отбирались оптимальные приемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

В 2015 году опыт распространялся в форме выступления на педагогическом совете и семинаре в образовательном учреждении.

Работа по теме опыта продолжается до сегодняшнего времени.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Агрессивное поведение-

Ведущий вид деятельности-

Актер-исполнитель ролей в драматических спектаклях, фильмах.

Активность- 1) свойство организма и психики. Различают физическую и психическую; 2) свойство личности. Личность может влиять на физическую и психическую активность.

Атрибут - существенный признак, свойствочего-либо, неотъемлемая принадлежность предмета.

Детское творчество - создание детьми новых по замыслу культурных ценностей, в которых проявляются фантазия, стиль, воображение, память и мышление.

Драматизация – это произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием.

Декорации - украшение, художественное оформление живописными и другими средствами изобразительного искусства мест действия на театральной сцене.

Игра -ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Имитация реальной человеческой деятельности, т.е. труд, познание, общение воссоздаются в искусственных условиях посредством относительно достоверной информации.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 Инсценировка-переработка прозаического произведения для сцены.

Мимика –это выразительные движения мышц лица, связанные с мыслями и чувствами чтеца, который использует мимику как средство внешней выразительности речи, применяемой по его замыслу.

Пантомимика – театральное представление, в котором слова заменяются жестами, мимикой.

Социальная компетентность – умение и готовность взаимодействовать с разными людьми в разных социальных ситуациях.

Сюжет – это та сфера деятельности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театральной игре.

Одаренность – это системно развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Режиссер –творческий работник театра или кино, осуществляющий постановку спектакля или фильма.

Репетиция – повторение, форма, способ подготовки спектакля.

Сценическое искусство – образные действия, речевые обороты, пластика тела, жестовые модуляции, подходящие для театрализованной игры на сцене.

Театрализованная деятельность – совместная деятельность педагога и детей, где рассматривается как « мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация, искусство ребенка», «форма примитивного искусства». В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей.

Вербальный-

Драмматизация-

Сенситивный период-

Социальная активность-

Общение-

Восприятие –

Коммуникативные навыки-

Театрализованная деятельность-

Социализация

Эгоцентризм - 


2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Базой для формирования данного опыта являются воспитанники детского сада в возрасте 5-6 лет. Количество детей в группе 21. Из них 11 девочек и 10 мальчиков.

Большая часть детей воспитывается в полных семьях. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

Взаимоотношение между детьми в начале работы были сложные, так как группа, послужившая базой опыта, открылась только полтора года назад, и дети ее посещавшие, были детьми «домашними». Воспитанники нашей группы привыкли в основном к общению со взрослыми, поэтому отношения сверстников сложились не сразу.

На сегодняшний день взаимоотношения между детьми  ровные, спокойные. Изредка возможны конфликтные ситуации.

Активными помощниками воспитателей группы являются родители наших воспитанников, которые активно откликаются на любые инициативы педагогов.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, дети внимательны, активны, с удовольствием участвуют в любом предложенном виде деятельности, проявляют творческую инициативу.

Воспитанники  проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты дошкольников этой группы.

Большая часть ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина,  они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.


3. Педагогический опыт работы

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить адекватные отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

Поэтому целью моей работы стало развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности, для воспитания гармонично развивающейся, и социально адаптированной личности.

В своей повседневной педагогической деятельности мы опираемся не только на новейшие методики обучения, разработки учёных, педагогов-новаторов, но и на свой личный опыт, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать коммуникативные навыки дошкольников, развивать у них творческие способности и, конечно, способствовать развитию социально-адаптированной личности. К таким находкам можно отнести:

  • речевые разминки;
  • коммуникативные этюды;
  • игры на интонационное развитие речи;
  • драматизации сказок;
  • использование сказок на новый лад;
  • в гости со сказкой;
  • театр выходного дня;
  • терапевтические сказки.

кроме того, используем традиционные методы:

  • беседы, рассуждения, размышления;
  • праздники, развлечения, с элементами театрализованной деятельности;
  • викторины, конкурсы.

Формы взаимодействия с родителями дошкольников по развитию коммуникативных навыков у детей:

  • ежедневные непосредственные контакты с родителями воспитанников;
  •  ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями;
  • участие в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада, совместная  деятельность с детьми;
  • участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий.

  • индивидуальное или групповое консультирование родителей;
  •  привлечение родителей к обогащению предметно пространственной среды по данной тематике;
  •  анкетирование;
  •  опрос.

3.2. Актуальность педагогического опыта

Педагогическая деятельность в системе дошкольного образования на современном этапе развития общества и законодательства нацелена на  федеральный государственный образовательный стандарт, одним из основных принципов которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

На современном этапе общество ставит перед нами задачу в воспитании такого человека, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличии от его интеллектуального развития.

Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства.

Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных способностей детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями и к предстоящему обучению в школе. 

Кроме того, актуальность опыта еще и в том, что театрализованная деятельность позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания  и всестороннего развития детей  является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Поэтому современному педагогу необходимо все больше внимания уделять раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта, развивать коммуникативные навыки дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, научность работы определяется соответствием материалов основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики и психологии в вопросах развития всесторонне развитой творческой, социально - адаптированной личности.

В опыте определены основные задачи педагогической деятельности, направленной на развитие коммуникативных и творческих способностей посредством театрализованной деятельности. Разработан алгоритм осуществления педагогической деятельности и определены необходимые педагогические условия по данной проблеме, выполнение которых обеспечит наибольшую эффективность:

  • построение педагогического процесса на принципах «Педагогики ненасилия», как приоритетного направления в педагогике нашего времени;
  • использование разнообразных средств и методов, для развития коммуникативных способностей у дошкольников;
  • использование разнообразных средств, для повышения компетентности родителей в вопросах педагоги и психологии;
  • эффективное взаимодействие с родителями по всем направлениям.

3.4. Результативность педагогического опыта

Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения и воспитания  детей педагог использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. Современность требует от нас воспитание человека активного, способного к принятию нестандартных решений, социально-адаптированного, с развитыми коммуникативными способностями.

Использование разнообразных методов работы в данном направлении, дало свои результаты. Опыт работы показал, что уровень сформированности навыков межличностного взаимодействия у детей позволяет говорить о положительной динамике. Так, изменились в качественную сторону:

Показатель низкого уровня в начале периода наблюдался у подавляющего большинства детей – 70% (14 детей), к маю этого же года снизился до 30% (6 детей), в марте 2016 года стал составлять 9% (2).

Показатель среднего уровня также претерпел изменения (за период соответственно) 30% (6 ) – 30% (6 )- 32% (7 ). Стоит сказать, что динамика роста этого показателя незначительная, но значимая, т.к. это можно объяснить значительным снижение показателя низкого уровня и повышением показателя высокого уровня сформированности исследуемых навыков.

Показатель высокого уровня на момент поступления в детский сад отсутствовал, а к концу учебного года появился на отметке 40% (8 детей), к концу подготовительной группы составил 59 % (13 детей).

Как показывают результаты диагностики сформированности навыков межличностного взаимодействия у детей в разных видах деятельности в в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности при построении отношений со сверстниками в процессе разнообразной деятельности, а к концу обозначенного периода уже отмечалась положительная динамика в формировании коммуникативных навыков. (Диаграмма 1, Приложения 2)

Анализ сравнительных результатов исследования (Диаграмма 2, Приложения 2) коэффициента сплоченности детского коллектива и коэффициента удовлетворенности отношениями в коллективе сверстников также позволяет сказать, что имеется положительная динамика в развитии этих коэффициентов, которые являются показателями развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества. Стоит отметить, что максимально возможный коэффициент сплоченности этого коллектива детей равен 4,3, а максимальный коэффициент удовлетворенности детей имеющимися отношениями равен 1(согласно интерпретации социометрических данных).

Сравнительный анализ результатов исследования (Диаграмма 5. Приложения 3) коэффициента сплоченности детского коллектива и коэффициента удовлетворенности отношениями в коллективе сверстников также позволяет сказать, что имеется положительная динамика в развитии этих коэффициентов, которые являются показателями развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества. За обозначенный период произошли качественные изменения коэффициентов: Разница коэффициентов сплоченности детского коллектива теперь составляет 2,3, что составляет 35%, а разница коэффициентов удовлетворенности детей их отношениями детского коллективе за обозначенный период составила 0,4, что соответствует 20%.

Таким образом, результаты показывают, что работа по формированию навыков эффективного взаимодействия детей в процессе совместной деятельности в выделенных возрастных группах проводилась планово, целенаправленно и систематически.

Анализ показал, что динамика в развитии детского коллектива есть и следует продолжить работу в направлении сплочения детского коллектива.

Результаты проективной социометрической методики (Диаграмма 6, Приложения 5) позволяют говорит о положительной динамике:

Лидер – дети, получившие наибольшее количество (больше 4-х) положительных выборов - 3 человека, что составляло 15% , к концу периода стало на 1 человека больше, т.е. 4 человека – 16,7%.

Предпочитаемые – дети, получившие 1-2 положительных выбора – 8 человек, что составило 40%, теперь их стало 17 человек – 70,8%. Здесь стоит отметить, изменения количества человек в группе, но %-й показатель несмотря на это вырос.

Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы не замечены сверстниками) – 5 человек (25%) – 3 человека (12,5%).

Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы - 4 человека (20%) в к концу периода данный социометрический статус отсутствует, что является ярким показателем проводимой развивающей работы.

Проведенный сравнительный анализ социометрического исследования позволяет говорить о положительной тенденции в плане развития дружеских взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников, но следует её продолжить.

Кроме того, входе проведения анкетирования среди родителей, было выявлено, ч то теперь 96 % родителей удовлетворенны работой детского сада, тогда как на первом этапе этот показатель составлял лишь 58 %. Родители стали активными помощниками и участниками всех проводимых мероприятий.

Следует сказать, что работа по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми выделенной возрастной группы будет продолжена и в подготовительной группе и будет направлена на решение следующих задач:

  • Развитие и воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
  • Развитие у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях и с разными участниками общения (сверстники, педагоги, родители) и умения устанавливать контакт к окружающими людьми.
  • Развитие адекватной оценочной деятельности (в том числе, самооценки), направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения.
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения.

Результат всей проведенной работы (прогнозируемый результат) будет выражаться в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с другом в процессе разнообразной деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия, аргументированность при отстаивании своей точки зрения, справедливость и адекватность при самооценке и оценке других партнеров по деятельности, регулировании своего поведения в соответствии с нормами морали)

3.5. Новизна представляемого опыта

Новизна данного опыта работы заключается в том, что предлагаемая система работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством театрализованной деятельности, с детьми дошкольного возраста, целенаправленно реализуется с помощью педагогического потенциала, арсенала игр, авторских разработок, упражнений и техник по театрализованной деятельности, используемых в совместной деятельности и воспитательно-образовательном процессе, в котором активное участие принимают и родители.

Родители являются активными участниками, помощниками  педагогов и детей, в процессе подготовки к театрализованным представлениям, выступая при этом в роли партнёров.

3.6. Технологичность представляемого опыта

Представленный материал - это апробированный, практический опыт работы, который способствует социально-личностному и художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, основан на принципах  импровизационности, гуманности, учета индивидуальных способностей каждого ребенка, взаимосвязи различных видов искусства (литература, живопись, музыка, театр), взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Данный опыт работы имеет положительные отклики у педагогов МБДОУ детский сад № 34, а также и у педагогов района. Отдельные элементы используются педагогами разных возрастных групп, включая их в непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах.

Отдельные элементы опыта «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности» были представлены на районном методическом совете музыкальных руководителей 18 марта 2016 года.

3.7. Описание основных элементов представляемого опыта

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Ни секрет, что в педагогической практике главным помощником для установления продуктивных межличностных отношений между детьми является игра. И это факт, ведь именно в игре личность ребенка начинает раскрываться. Это происходит спонтанно, благодаря тому, что игра, увлекая за собой, снимает психологическое напряжение, исчезает зажатость и как следствие устанавливается продуктивное общение.

Но, не смотря на все достоинства игровой деятельности, мы в своей работе, столкнулись с огромной проблемой в развитии коммуникативных навыков у детей. Дети, до этого дня не ходившие в детский сад, с раннего возраста, не имели достаточного багажа социального опыта. И по этому не умели, а за частую не проявляли ни какого желания играть. При нынешнем темпе жизни у родителей часто не хватает времени заниматься развитием детей. Уют в доме, вкусная еда и окружение любящих родственников, вот все, что достаточно для моего ребенка. Так считают многие родители. Важнейшую роль в жизни ребенка играет межличностное отношения. Формирование положительного опыта общения необходимо, его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения.

Наши дети стремились, но не умели общаться, выражать свои эмоции, обмениваться информацией, чувствовать друг друга. У наших ребят не было достаточного опыта общения со сверстниками На помощь нам пришел театр.

В своей работе с детьми мы увидели проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между нашими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А мы выбрали её средством развития коммуникативных способностей у детей.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.

В нашей работе с детьми мы использовали всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения (сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; проводили с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д.– все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования навыков межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста, считаю, особый вид игр - игры и игровые упражнения коммуникативной направленности, а также театрализованные игры. Конечно любая работа с детьми невозможна без участия в ней родителей. Только сообща, работая в тесном взаимодействии можно добиться наиболее высоких результатов, поэтому  в своей работе стараемся привлекать родителей к непосредственному участию в образовательном процессе.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, анализа результатов исследования где были выделены «слабые» места в сформированности навыков межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных отношений были обозначены задачи формирующей работы:

  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; умений устанавливать контакт к окружающими людьми;
  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развитие навыков эффективного общения, необходимых при сосуществовании и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива – развитие групповой сплоченности.
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)-средствами человеческого общения;

Исходя из поставленных задач, были определены следующие направления работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников:

Аналитический, в ходе которого, для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей рассмотрели возрастную динамику личностного взаимодействия. Для этого свою работу мы начали с того, что совместно с психологом ДОУ мы провели исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, что позволило нам сделать выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей (Приложение).

Так, выделялись группы детей, которые стремятся быть первыми и самыми главными, часто не имея для этого достаточно оснований. Они требовали выполнения своих желаний от сверстников в приказном порядке, заставляя их подчиняться своей воле, часто незаслуженно обижая их. Дети, как правило, избегали общения с ними, так как порой испытывают на себе их нападки и недоброжелательное отношение. Другая группа детей – они застенчивы, необщительны: всегда подчиняются, боясь проявить смелость в поступках и суждениях. Чувствуя постоянную неуверенность в себе, они предпочитают во всем уступать сверстникам. Заниженная самооценка приводит к возникновению таких качеств, как плаксивость, обидчивость. Эти дети испытывают гонения, отвергаются большинством детей, что вызывает у них постоянное чувство дискомфорта, осознание своей «ненужности», отчужденности. В ответ на такое отношение сверстников они либо уединяются, избегая контактов с товарищами, либо пытаются защититься, демонстрируя свое негативное поведение.

Кроме того было проведено анкетирование родителей, с целью выявления проблем межличностного взаимодействия с детьми, а также уровня удовлетворенности работой педагогов ДОУ (Приложение).

На втором этапе, получив предварительные данные проведенного исследования, мы разработали систему работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для развития  дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью дошкольного возраста, в которую вошли:

Блоки работы «Языки общения», целью которых служит формирование навыков общения с внешним миром; развитие чувства групповой сплоченности (Приложение). Блоки состоят из трех составляющих:

  • «Язык общения» (формирование навыков общения с внешним миром, развитие чувства групповой сплоченности);
  • Расскажи мне обо мне (формирование потребности в общении со сверстниками; установление контакта с членами детского сообщества).
  • Я+ты= вместе. (воспитание культуры общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров; развитие чувства принадлежности к группе).

Театрализованные игры и драмматизации - В процессе творческой деятельности дети учатся выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
Педагог выступает в роли режиссера и сценариста, многие сценарии к спектаклям обрабатывает по своему усмотрению, подбирает песни и музыкальное сопровождение. Последней театральной постановкой явился спектакль «Теремок». По мере подготовки спектакля, дети усваивали общечеловеческие нравственные ценности. Спектакль был показан всем воспитанникам детского сада и родителям. С этим спектаклем выступали  на городском конкурсе и получили диплом участника.  
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием  детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.цикл консультаций для родителей по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми. (Приложение 7)

Театрализованная  (театрально — игровая) деятельность помогла более эффективно формировать коммуникативные способности детей. Они стали более раскрепощенными, способом общения   предпочтительно выбирая различные игры. У ребят стало формироваться возможность саморегуляции, без труда вступать в игры. Общение теперь на порядок выше, оно стало непосредственным и имеет  конструктивность. У детей, посредством театральной деятельности, сформировалось активное воображение, навыки социальных норм поведения, установились более тесные эмоциональные контакты, научились понимать и сопереживать друг другу, проявлять и контролировать свои эмоции.

Так, выдвинутая гипотеза подтвердилась: целенаправленная и систематическая работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания) позволила изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшила психологический климат в детском коллективе и произошли существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.

«Ядром» социально-нравственного развития дошкольника является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет требуют от взрослого поиска новых эффективных путей нормализации и развития у детей коммуникативных навыков, которые предполагают адекватные проявления межличностного взаимодействия в процессе разнообразной деятельности как с взрослыми, так и в кругу сверстников. Важно во время начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7 лет) игра. Её сущность заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. Также стоит отметить и наличие положительных навыков межличностного взаимодействия, которые наиболее ярко проявлялись в конце обозначенного периода (декабрь, 2010-11 учебного года). Некоторые дети стали пользоваться популярностью у сверстников. Они стали более активны, любознательны, у них стали отмечаться проявления самокритичны к действиям других детей, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость. Разнообразные знания, наличие умений и навыков выполнения различных видов деятельности притягивало к ним ребят. Оказывая помощь, эти дети старались объективно оценивать успехи и неудачи других, пытались похвалить, подбодрить, подсказать выход из сложной ситуации, не ущемляя при этом достоинство сверстников. Их наставления стали приниматься детьми без обиды. Благодаря, перечисленным качествам таких детей стали чаще выбирать на руководящие роли в игре, при выполнении трудовых заданий, решении познавательных задач.

Следует сказать, что социометрическое исследование, посредством социометрического эксперимента, который позволяет выделить коэффициент сплоченности коллектива и коэффициент удовлетворенности детей отношениями в этом коллективе, проводятся педагогом-психологом с детьми, только начиная со средней возрастной группы, ввиду психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста и в связи с этим, низкой степенью валидности (точности) социометрического исследования. О характере межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста можно судить лишь по наблюдениям за деятельностью детей в реальной ситуации, бесед и результатов проективной методики «Два домика», которая позволяет выявить социометрических статус ребенка.

Для изучения уровня сформированности навыков межличностного общения использовались различные  методы и исследования (см. Приложение 1):

4. Выводы

Наши дети, старшего
подготовительного возраста научились
не только наблюдать за театрализованной
игрой сверстников, но и развивать ее
своим новым придуманным персонажем.
Договариваться, выстраивать общую линию
сюжета.

По средствам театральной
деятельности, наши дети научились
угадывать настроение товарища, быть
отзывчивым  к чужому огорчению и радости,
научились  дружить. Дети научились ясно
четко изъясняться, выстраивать длинные
и емкие диалоги.

Многие ребята открыли
в себе режиссерские и актерские
способности, те кто держался не уверенно,
редко участвовал в играх, не имел общения
со сверстниками или избегал общения с
детьми, стали более общительны,
раскрепощенными.

  Наша цель была наладить
коммуникативные отношения внутри групп,
но проведенные совместные праздники,
театрализованные постановки, конкурсы,
совместное изготовление декораций,
привели к дружбе между группами.

 Большая роль в развитии
коммуникативных навыков по средствам
театральной деятельности была отведена
родителям.  Для них были проведены
семинары, консультации, тематические
родительские собрания. Музыкально
театральные викторины, мастер классы
по изготовлению театральных атрибутов.
Родители проявили большой интерес к
мероприятиям, с удовольствием принимали
в них участие, дополняя их своими идеями.

 Благодаря всей
этой работе, театр прочно вошел в жизнь
ребенка не только в саду, но и дома. Стали
организовываться домашние мини —
спектакли, записываться на видео
носитель, и с удовольствием демонстрироваться
в детском саду. Проявились творческие
способности такие как сочинений и
оформленный детских сказок, книжек —
своими руками.

  И
конечно этот совместный плодотворный
труд, сдружил родителей так же как и
детей.

  Театрализованная
деятельность развивает не только
коммуникативные способности детей, но
и улучшает диалогическую речь ее
грамматический строй, пополняет словарный
запас, знакомит с новыми фразеологическими
оборотами. Помогает улучшить память,
логическое мышление, внимание.

 Театр
отражает нормы социального поведения,
знакомит детей с окружающим миром во
всем его многообразии.

 

Глава I. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных способностей

  1. Теоретические основы процесса общения
  1.  Особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
  1.  Театрализованная игра в детском саду

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

        Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

        Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

        Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у них появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

        Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

        Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.

        Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. 

        В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

        Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли в играх-ситуациях.

        Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

.

Заключение

Воспитываясь в старшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.).

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Таким образом, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей считаются театрализованные игры.

Литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
  4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М., 2002.
  5. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко – М.: ПЕРСЭ. – 2003. – 144 с.
  6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986.
  7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
  8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
  9. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
  10.  Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1
  11.  Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
  12.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  13.  Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
  14.  Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - №7.
  15.  Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. Ростов-на-Дону, 2002.
  16.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  17.  Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.
  18.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание-М:1995.
  19.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  20.  Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. .
  21.  Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
  22.  Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
  23.  Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63-73.
  24.  Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998.
  25.  Чистякова М.И. Психогимнастика., М., 1995.
  26.  Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание, 1991. - №7.
  27.  Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999.
  28. Список используемой литературы.
  29. 1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005 - №4
  30. 2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду – Творческий центр.2009
  31. 3. Артемова Л.В Театрализованные игры дошкольников. – М, 1991
  32. 4. Буренина А. И. Театр возможного С-П 2002
  33. 5.Ерофеева Т. И. Игра – драматизация // Воспитание детей в игре. М- 1994.
  34. 6. Михайлова А.Я.  « Театр в эстетическом воспитании дошкольников»  Москва 2006.
  35. 7.Петрова Т.И.  Театрализованные игры в детском саду. М 2000
  36. 8.Шурочкина  И. С «Использование средств театральной деятельности в работе с детьми»  / Справочник старшего воспитателя  №3- 2008.
  37. 9. Выготский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте. М – 1991.
  38. 10. Зверева О.Л. Игра – драматизация // Воспитание детей в игре. М – 1994.

«Играем в театр» для детей 4-6 лет   Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение» 2004г;

«Театраливазованные занятия в детском саду» Е. А. Антипина, Творческий центр, Москва 2004г;

«Театрализованная деятельность в детском саду» М. Д. Миханёва, Творческий центр, Москва 2006г;

«Музыкальные сказки для детского сада» Н.Зарецкая, Москва «Айрис-пресс» 2004г;

«Методика и организация театральной деятельности дошкольников» Э.Г.Чурилова, Москва «Владос» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Программа «В мире театра» «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность.            Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и дей...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....