Упражнения для развития дикции, дыхания и певческих способностей
учебно-методическое пособие

Софья Борисовна Гусева

развитие дикции, дыхания, певческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие дикции у детей дошкольного возраста

Задачи:

Упражнять детей с помощью различных заданий в улучшении произношения сложных звуков, содействовать их овладению.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка. -  

«Лягушка» - (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы)

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

«Слонёнок» -  с напряжением вытянуть губы трубочкой.

«Окошко» - широко открыть рот («открыть окошко»), закрыть рот («закрыть окошко»).

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь:

Вверх – вниз, вверх – вниз.

«Качели»: рот открыт – упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так!

«Часы»: рот открыт – кончик языка переводить из одной стороны в другую.

«Конфетка»: рот закрыт, зубы сомкнуты, зубы разомкнуты – водить языком по внутренней стороне щеки («показывать конфетку» справа, затем слева).

«Почистим зубки»: приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы сначала с внутренней, затем с внешней стороны, делая движения языком вправо-влево; также «почистить верхние зубы».

Артикуляционная гимнастика "Сказка о веселом язычке"

 Жил на свете язычок маленького роста

 Пел он песенки свои очень очень просто: "Ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла (дети ритмично пропевают вместе совзрослым ) ла-ла-ла-ла-ла-ла!"

 Язычок наш утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. (Рот приоткрыт. Кончиком языка проводим за верхними зубами, затем так же за нижними. Повторяем 3-4раза.)

 Пополощем ротик, Как чистюля Котик. (Сквозь зубы пропускаем воздух выталкивая его. Повторяем 3-4раза.)

 Дальше по порядку Делаем зарядку!

 Раз, два, три, четыре, пять Язык будем поднимать!

Как нам дальше поступить?

Язык нужно опустить! (кончиком языка упираемся в верхние зубы, затем в нижние зубы. Повторяем 3-4раза.)

 Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться.

На качелях я катаюсь  

И все выше поднимаюсь.

Вверх и вниз, вверх и вниз  

Только крепче ты держись. (кончиком языка тянемся к носу, затем к нижней губе, повторяем 3-4-раза.)

 Покачавшись на качелях наш язычок отправился на прогулку со своей веселой песенкой :" Ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла!"

На встречу язычку на полянку вышла лошадка, она предложила покататься язычку.  (язычком изображаем цоконье копыт).

 Наш язычок очень устал на прогулке, и решил вернуться скорее домой. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Тесто мнем, мнем, мнем, (покусывают язык от кончика языка к корню)

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать?

 Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. (рот приоткрыт, язык лежит расслабленный на нижней губе)

 Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать, (языком облизывают губы)

Ротик нужно облизать.

 Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

 Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем. (приподнимаем краешки языка)

 Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа. Язык лопаткой положи и под счет его держи:  Раз, два, три, четыре, пять!  Язык надо расслаблять!

                                      Дыхательные упражнения

Цель: развитие способов дыхания у дошкольников

Задача: упражнять в детей в овладении дыхательных упражнений, содействовать их освоению.

«Шарики»; руки положить на пояс, сделать вдох носом, одновременно надуть живот («надуть шарик»), выдохнуть носом, живот втянуть («сдуть шарик»).

«Цветок»: сделать вдох носом («понюхать цветок»), задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щёлку («подуть на цветок»).

«Пыльца»: сделать короткий вдох, задержать дыхание, затем сделать лёгкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»).

«Подуем на каждый лепесток»: сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток»), сделать вдох и пять коротких выдохов на пальцы левой руки.

                               Фонопедические  упражнения

Цель: развитие певческих способностей через овладение специальных упражнений.

Задача: упражнять детей в развитии певческих способностей через специальные упражнения.

«Ниточки»: тянуть «тоненькую ниточку» - пропевать звук на одном высоком звуке: «У-У-У»;  тянуть ниточку «потолще»  - пропевать звук в среднем регистре: «А-А-А»; тянуть «толстую ниточку» - пропевать звук в низком регистре: «О-О-О»

«Улетаем на луну»: сделать вдох и петь на глиссандо снизу вверх («ракета мчится ввысь»);  движение «ракеты» вверх показать рукой.

«Звёзды» «посчитать звёзды» в высоком регистре на звук «А» разной высоты (выше - ниже).

«Возвращаемся на Землю»:  сделать вдох, и петь на глиссандо сверху вниз; движение «ракеты» показать рукой вниз.

«Петушок» - двигательное упражнение

Петушок, петушок,

Золотой  гребешок,

Маслена  головушка,

Шолкова бородушка  (дети ходят высоко поднимая колени)

На воротах сидел,

Песен петь не хотел. (Останавливаются, поставив руки на пояс, наклоняют голову вправо, влево).

Пришёл бычок (выполняют полуприседание, приставив рога к голове).

А петушок – молчок (прижимают указательный палец к губам).

Прибежала овечка (переступают с ноги на ногу).

А петушок – ни словечка (водят указательным пальцем из стороны в сторону).

Прибежала курица (бегут на месте, ударяя по бокам руками, согнутыми в локтях).

А петушок всё хмурится.  (хмурятся руки на поясе).

Но вот из дома нашего

Выбежала Машенька (бегут на носках по кругу).

Лишь убедилась на бегу,

Как он запел КУ-ка-ре-ку ! (кричат, хлопая по бокам).

Выходит Петушок.

ИГРА  «Блины»  Давайте печь блины – все берутся за руки и встают тесным кружком.  Наливаем тесто – держась за руки, все отходят назад максимально широко (чтобы получился большой блин).  Печем блин – держась за руки одновременно слегка приседают, при этом имитируют шипение блина звуком «ш».  Мажем блин сметаной – расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие и пластичные.  Скручиваем наш блин – делают еще несколько шагов назад, при этом выполняя круговое движение предплечьями, перед собой – «моторчик».  Раскрываем широко рот, вот так – раскидывают руки в стороны, и со звуком «а-аа-ам» сбегаются к центру, соединяя ладошки с хлопком.  Комментарий – при выполнении упражнения, «начинку блина» можно менять по вкусу, спрашивать совета у детей – «С чем будет блинчик?»  

 Массаж кистей рук «Мышка» 

Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» — Что за шум?- Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Это мышка в норке Хлебные ест корки. Потереть ладони друг о друга. 

 Ритмическое упражнение «Капли» 

Капля — раз! Капля — два! Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

 Капли медленно сперва. Стали капли ударять, Капля каплю догонять. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

 «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития дикции и артикуляции

Значимость развития дикции и артикуляции, а также подборка различных упражнения, которые можноиспользовать....

Консультация: «Упражнения для развития дикции»

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»​Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.  2. Артику...

Консультация для родителей "Упражнения для развития дикции"

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это ком...

Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях.

Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, ...