Консультация для родителей: "Театрализованные игры, как средство социального развития детей"
консультация

Савичева Алла Олеговна

Консультация для родителей: "Театрализованные игры, как средство социального развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Театрализованные игры,

как средство социального развития детей.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. Очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, увлекать искусством, учить понимать   прекрасное. Одним из видов детской  деятельности, широко используемой в процессе развития творческой личности, воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, который приобщает его к духовному богатству. Дети, участвуя в театрализованной деятельности, становятся более раскрепощенными, общительными, они тоньше чувствуют и познают окружающий мир. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, фантазии ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Богатейшим полем для этого является театрализованная игра.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности. Она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, индивидуальности; способствует самопознанию, создает условия для социализации ребенка.

Театрализованные игры таят в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, эстетическим, познавательным, социальным развитием.

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребенок. Общаясь со сверстниками, играя, дети учатся жить по определенным неписаным правилам. Учитывать интересы других людей, нормы поведения.

Главными задачами театрализованных игр в сфере социального развития являются такие задачи:

-  формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

-  воспитание культуры общения, познания ( т. е. эмоциональное состояние, оценка поступков) взрослых и детей

-  воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

-  развитие эмоций

Остановимся сначала на формировании положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.

Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь детского коллектива, накопление опыта положительного взаимодействия. Ведь от того как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность или неуспешность его социализации.

Понятно, что для успешной социализации ребенку необходимы сверстники, с которыми он бы мог взаимодействовать. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. С умения ребенка строить  отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала  в обществе  детей, а затем и в коллективе взрослых.

Театрализованные игры - один из тех видов деятельности,  где формируются межличностные отношения между детьми. Во время театрализованных игр между детьми возникает понимание, диалог, происходит удовлетворение от общения.

Во время игры дети оказываются способными к большой сговорчивости, уступчивости, терпимости. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще « недоросли», а именно: в отношения взаимного контакта и помощи, подчинения, требовательности.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления или нравственного подтекста проигрываемого произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Таким образом, во время театрализованных игр появляются такие качества детей:

-  дети сближаются друг с другом  и становятся более открытыми в общении;

-  межличностные отношения между сверстниками изменяются в лучшую сторону;

-  театрализованная деятельность сближает детей, делая их коммуникабельными;

-  у детей появляются  общие интересы с теми, с кем раньше они не общались и игнорировали.

Также появляются и коммуникативные качества:

-  формируются уважительные отношения друг к другу;

-  развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга;

-  формируется опыт нравственного поведения;

-  формируется умение переживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

-  формируется чувство любви, сострадания, умения прощать, быть терпимым к другим, помогать ближнему.

Так же театрализованная игра является эффективным средством и для воспитания культуры познания и общения взрослых и детей.

Отношения между детьми и взрослыми во время театрализованных игр строятся как отношения организатора и партнера. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее чем в игре. Во время общения взрослого и ребенка происходит взаимодействие, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общаясь со взрослыми ребенок учиться регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей, при этом ребенок чувствует себя раскованно, свободно и активно.

Ну а взрослые во время театрализованных игр могут обучать детей социальным навыкам на наглядных примерах и пояснениях. Театрализованная игра позволяет взрослым формировать у детей опыт социальных навыков поведения, потому что каждая сказка, каждая сценка, каждая история разыгранная ими вместе, или под руководством взрослых имеет нравственную направленность ( дружбу, доброту, честность, смелость, отзывчивость). Общение взрослых и детей во время театрализованных игр помогает детям преодолевать неуверенность в себе, застенчивость, робость.

В любой театрализованной деятельности, в том числе театрализованных играх, в общении взрослых с детьми проявляется принцип: учить играя.

В театрализованных играх формируется и опыт социальных навыков поведения. Через самостоятельное разыгрывание роли происходит воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы. В любой театрализованной игре детям приходится думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Именно в дошкольном возрасте дети учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира. С помощью взрослого они начинают отличать положительные качества (которые поощряются) от отрицательных ( которые осуждаются).

Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка, для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность ( дружба, доброта, честность…). Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать выбор в сторону добра.

Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать -  важнейшие проявления качества характера. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, дети получают знания о взаимоотношении людей, учатся разрешать  сложные проблемные ситуации.

Проиграв определенный сценарий (стишок, сказку) дети по несколько раз меняются ролями, им хочется  побыть и волком и зайчиком. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием. Глядя друг на друга, удается расшевелить самого скованного, самого зажатого ребенка. У агрессивного ребенка есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или,  в социально- приемлимой форме выплеснуть агрессию. Через театрализованную игру дети смогут преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Благодаря театрализованной игре ребенок познает мир не только умом. Но и сердцем, и не только познает, но и выражает свое собственное мнение к добру и злу.

Театрализованная игра помогает оказывать позитивное действие на детей, учит их правилам и нормам  жизни в обществе, воспитывает эстетически ценные способы общения и развития.

В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений. Но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности  ( внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики). При этом важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Если эмоциональность ребенка недостаточно сформирована, необходимо  осуществлять работу по эмоциональному развитию детей,  учить узнавать переживания по  внешним выражениям мимики, жестам, позе, интонации и произвольно выражать разные эмоциональные состояния, используя для этого возможности различных видов деятельности, в частности театрализованной игры.

Участвуя в театрализованных играх, дети пропускают через себя все эмоции, знакомятся с настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения; осознают причины того или иного настроения. Проживая  жизнь героев, дети оценивают его отношение к окружающим.

Эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания игровых действий, развития сюжета на бытовую или сказочную тему.

Через театрализованную игру решаются такие задачи для эмоционального развития детей:

- формировать умения создавать нужные эмоции;

- совершенствовать артистические навыки детей;

- формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

- работать над мимикой, интонацией;

- пробуждать способность живо представлять себе происходящее.

Таким образом, использование театрализованных игр как средство социального развития детей – это процесс во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором предстоит ему жить, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию. Играя, общаясь  со взрослыми и сверстниками, ребенок становится более открытым и эмоциональным. Он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе,  то есть становиться социально – компетентным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельн...

СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

В данной статье раскрываются особенности   использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта....

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

Консультация для родителей. Театрализованные игры, как средство социального развития детей.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром лю...