Консультация для родителей «Ребенок кусается: причины и меры воздействия»
консультация (младшая группа)

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет. Если кусается годовалый ребенок, когда у него режутся зубки – это нормально. Так же потребность укусить у него возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rebenok_kusaetsya.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Консультация для родителей «Ребенок кусается: причины и меры воздействия»

Воспитатель: Валеева И.Д.

г. Бирск, 2018 г.

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет. Если кусается годовалый ребенок, когда у него режутся зубки – это нормально. Так же потребность укусить у него возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла.

Если  кусается  двухгодовалый  ребенок,  то  причину  следует  искать, прежде всего, в семье, в стиле семейного воспитания.

Реакция  большинства  взрослых  на  то,  что ребенок  кусается,  весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребенка жестко подавляются. В адрес ребенка можно услышать массу угроз. Да, так гораздо проще, намного проще, чем попытаться понять, почему ребенок так себя ведет, почему он вдруг ни с того ни сего начал кусаться.  Чтобы ребенок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Итак, для  принятия  правильного  решения,  что  делать,  если  ребенок  кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину.

Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 до 3 лет наступает новая стадия  развития  ребенка – автономная.

Происходит  отделение  личности ребенка,  становление  его  самосознания,  т.е.  ребенок  выделяет  себя  в окружающем мире. От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!».

Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и  независимости.  Возрастает  чувство  самостоятельности.

Желания  ребенка растут,  он  требует,  присваивает,  разрушает,  проверяет  силу  своих возможностей.  Здесь  важен  контроль  со  стороны  родителей.  Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо).  На  основе  этих  ограничений,  социального  неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем  годам  сформируются  такие  положительные  качества  как  гордость  и доброжелательность.

Соответственно,   излишняя опека   взрослых поспособствует  формированию  у  ребенка  чувства  стыда,  сомнения, неуверенности.

На развитие  личности  ребенка, формирование  у  него положительных качеств  влияет  правильно  избранный  родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.

 Если ранее, ребенок мог требовать что-то от взрослых, используя плач, то в  возрасте  двух–трех  лет,  попадая  в  коллектив  других  детей,  они сталкиваются с новыми, неожиданными для них взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Мы с вами знаем, что дети в этом возрасте сделают все, чтобы получить то, что они хотят, любым способом, кто-то криком, кто-то плачем, кто-то ударит,  а  кто-то  может  и  укусить.  Кусание  в  этом  случае  следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.

 Если ваш ребенок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как с проявлением его амбиций,так и указывать на некие  семейные  проблемы.  Довольно  часто  дети,  недополучающие внимания  и  ласки  от  родителей,  привлекают  к  себе  их  внимание, направляя на них свою агрессию.

Выявив причину, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Что же делать, когда ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим детям или взрослым?

 Прежде  всего,  постарайтесь  предупредить  агрессивные  действия  со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь  другое,  отвлеките  его.  Например,  предложите  ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.

 Если  кусается  ребенок,  который не  умеет  еще  говорить,  необходимо озвучить  его  поведение,  для  того,  чтобы  он  запомнил  его  название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!». Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью  предложенной  ему  альтернативы. Спросите,  как  только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».

 Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо  в  этом  случае  остановить  дальнейшее  проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.

 Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь,   чтобы   ваша   фраза   звучала утвердительно, была эмоционально  схожа  с  состоянием  ребенка.

Важно  показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.

 Если ребенок укусил или ударил вас –скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».

 Утешьте  пострадавшего,  проявите  к  нему  сочувствие  на  глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину,  предложите  ему  наложить  пластырь  на  место  укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

 Научите ребенка договариваться, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение и желания словами. При случае говорите ребенку: «Мне нравится, что ты ведешь себя сдержанно».

Советы родителям:

 Ни в коем случае нельзя кричать или бить ребенка. Кого либо кусая, ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он  делает. Приказывая  ребенку,  не  дав  ему  успокоиться,  вы спровоцирует  у  него  еще  большую  вспышку  ярости.  Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

 Если вас укусил ребенок -не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

 Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.  

 Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.

Дети, по разным причинам кусаются в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет! Причем, потерпевшими могут оказаться и они сами. Это случается, как правило, с детьми, требующими особенного и повышенного внимания. Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию.  Обычно  это  происходит,  когда  дети  находятся  в  состоянии  чрезмерного перевозбуждения,  усталости  или  дискомфорта.  В  этих  условиях  они  более раздражительны,  менее  управляемы  и,  реагируя  не  адекватно,  не  могут сдержать своих отрицательных эмоций.

Несколько конкретных советов:

 Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

 Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

 Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

 Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ''кусаться нельзя!''. На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

 Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что ''ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей''. Нужно добавить, что ''если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку'' и дать ему в руку один из указанных предметов.

 Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что ''игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет. «Спросите, почему укусил: ''Ты хотел играть именно красным мячом?» Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помогла''. Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

 Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Как  правило,  одновременно  с  усвоением  и  развитием  речи  улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок кусается: почему это происходит и что с этим делать".

Привычка кусаться - распространенная проблема у детей с полугодовалого до младшего возраста. Таким образом ребенок пытается ответить на обиды или привлечь к себе внимания....

Консультация для родителей: «Ребенок кусается - нормально ли это?»

Консультация для родителей:" Ребенок кусается-нормально ли это?"...

Консультация для родителей «Ребенок кусается: почему это происходит и что с этим делать»

Консультация для родителей  «Ребенок кусается: почему это происходит  и что с этим делать»...

консультация "Капризы и упрямства их причины и меры воздействия"

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражитель...