Активизация мелкой моторики рук и стимуляция развития речи у детей дошкольного возраста с помощью игры нетрадиционными предметами
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нагернюк Анастасия Анатольевна

С помощью игры нетрадиционными предметами мы развиваем мелкую моторику рук. Тем самым стимулируем речевую и мыслительную деятельность ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nagernyuk_a_a.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мелкой моторики рук и стимуляция развития речи у детей дошкольного возраста с помощью игры нетрадиционными предметами

Нагернюк Анастасия Анатольевна

Аннотация

С помощью игры нетрадиционными предметами мы развиваем мелкую моторику рук. Тем самым стимулируем речевую и мыслительную деятельность ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, нетрадиционные предметы.

“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”

 В.А.Сухомлинский

“Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют
её развитию”

В.М.Бехтерев

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка  на внешние раздражители.

Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Как вы считаете?

Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!

В детских магазин большой выбор игрушек направленных на развитие моторики. Эти игрушки яркие, красивые и дорогие. Но мы с вами забываем о том, что у нас у каждого дома найдутся предметы, с которыми ребёнку будет интересно и полезно заниматься, а главное они не потребуют дополнительных вложений, ведь они уже есть у вас для повседневных дел и забот по дому. Не запрещайте деткам играть на вашей кухне, ведь там много интересного, а главное полезного для развития речи. Но помните о безопасности при работе с маленькими предметами.

У каждой мамы и у папы дома найдется свободный шнурок, шестигранные карандаши (простые или цветные), массажные мячики, платочки, прищепки, бигуди, зубные щетки, бусы, молнии, резинки для волос,  грецкие орехи, крупы, эспандеры. Специалисты по развитию речи такие предметы называют  нестандартными. А самое главное вы сможете сами со своим ребенком придумывать новые и интересные игры
с использованием нестандартных предметов.

Вот самый простой пример игры с нетрадиционными предметами. Возьмите крупу-гречка, и добавьте туда горох и фасоль перемешайте их. И попросить ребенка отделить крупу от гороха, фасоли. Помните как в сказке “Золушка”. Что сделала злая мачеха, чтобы Золушка не поехала на бал?  Правильно, она задала ей много работы по дому. Помыть пол, перемыть всю посуду и перебрать крупу. Для этого она смешала несколько видов крупы в одной большой чашке. Золушка быстро справилась с уборкой, но вот крупы?! Да..., с ними сложнее. Что сделала Золушка? Она пригласила на помощь своих друзей. Прибежали маленькие зверюшки и прилетели красивые птицы. Они помогли Золушке. Пусть и ребенок Вам поможет!

Эти несложные игры с нетрадиционными предметами помогут вашему ребенку развивать мелкую моторику, а значит и речь, и ваши с ним отношения укрепятся и станут еще более дружественными, доверительными. Играйте со своими детьми чаще, помните, что время летит быстро и его не вернуть.

Список использованных источников

  1. Анищенко Е.С. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” М. - 2019 г.
  2. Зажигина О. А.  “Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования” СПб.- 2017г.
  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Пальчиковая гимнастика” М. - 2019г.
  4. Поваляева М.А. “Справочник логопеда” Р.на Д. - 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...

Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

Презентация «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Всем известно о тесной связи развития речи с развитием мелкой моторики рук. Систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а также сп...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...