Главные вкладки

    Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Чупина Валентина Вячеславовна
    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Организация театрализованной деятельности помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом. «Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт А. С. Пушкин. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_teatr.docx23.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Подготовила: Чупина В.В., воспитатель

    г. Вязьма

    2020 год


    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

    Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

    Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    Организация театрализованной деятельности помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

    «Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт А. С. Пушкин. Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

    Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.

    Кукла из носка. Набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.

    Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.

    Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

    Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

    Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

    Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

    Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

    Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

    Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

    Уважаемые родители! Предлагаем Вам поиграть со своими детьми:

    Игра «Узнай по голосу»

    Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

    Мы немножко поиграли, 
    А теперь в кружок мы встали. 
    Ты загадку отгадай. 
    Кто назвал тебя – узнай!

    Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

    Игра «Иностранец».

    Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

    Упражнения

    1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

    2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

    Игры со скороговорками.

    Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

    Варианты скороговорок:

    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    Король – орел, орел-король.

    У Сени и Сани в сетях сом с усами.

    Игра «Испорченный телефон».

    Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

    Пальчиковые игры со словами.

    Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

    Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

    Пантомимические этюды и упражнения.

    Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

    Покажите, как: 
    -вратарь ловит мяч; 
    -зоолог ловит бабочку; 
    -рыбак ловит большую рыбу; 
    -ребенок ловит муху.

    Попробуйте изобразить: парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

    Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

    Театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

    •      формирование правильного эстетического вкуса;
    •      развитие коммуникативных способностей;
    •      влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
    •      создание положительного эмоционального настроя;
    •      помогает  нравственному воспитанию.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

    На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

    План по самообразованию: Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

    Театрализованные игры - важный инструмент формирования способности ребенка строить свое языковой общение с другими людьми....

    Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    Актуальность выбранной темы:              Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...

    Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

    Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

    Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

    Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

    Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

    Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с деть...