«Поговорим о наказании детей»
консультация

Тинякова Светлана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_detey.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поговорим о наказании детей»

Подготовила педагог-психолог

Тинякова Светлана Александровна

   Ваш малыш ведет себя плохо, и Вы хотите научить его хорошо себя вести, и не знаете как? Тогда это статья для Вас. Сначала поговорим о том, почему не следует применять физическое наказание.

    Наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект.

   Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, Вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или Ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Это перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго.

    Наказывая, Вы отучаете ребенка контролировать свое поведение. Малыш понимает, что теперь можно об этом не задумываться, так как родитель все сделает сам: «Если я поступлю плохо, мама меня накажет, ну-ка проверим…». Ребенок становится зависимым от взрослого, одно присутствие которого может вызывать в нем страх.

    Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов.

     Когда вы применяете физическое наказание, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя.

    Прямой противоположностью поведения, контролируемого влиятельной личностью, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентировках самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя так, как считает необходимым.

    Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это занижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.

    Итак, физическое наказание – это недостойный способ объяснить ребенку, что он делает не так. Позвольте рассказать Вам о некоторых способах воздействия на поведение ребенка, минуя физическое наказание.

   Одним из самых действенных методов является игнорирование как способ наказания. Помните, что для большинства детей самое важное, это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков наши дети совершают из-за желания быть замеченным. В таком случае нужно предупредить ребенка, что если он еще раз так поступит (громко крикнет в общественном месте), то Вы перестанете с ним разговаривать, пока ребенок не извинится. Конечно, ребенок тут же захочет это проверить, и после нескольких попыток, убедившись, перестанет совершать этот поступок.

Конечно, этот метод не следует использовать, если Ваше чадо бьет или толкает Вас или своего братика (сестричку). В таком случае, нужно провести разъяснительную беседу, почему так не стоит поступать. И если на малыша это не подействует, поставить его в угол.

    Но не стоит забывать, что перед каждым наказанием малыша стоит предупредить, что после каждого плохого поступка последует наказание, то есть дать малышу шанс исправиться, а если это не подействует, тогда применять один из методов наказания. Запомните, ребенок всегда должен знать, ЗА ЧТО ЕГО НАКАЗЫВАЮТ. Иначе, наказание не будет впрок.

    И самое главное, перед тем как наказывать ребенка, подумайте: почему Вы решили наказать своего ребенка? Задумайтесь, делаете ли Вы это со зла, от обиды, желая отомстить или чувствуя свою беспомощность? Затем остановитесь, успокойтесь и постарайтесь переосмыслить вашу реакцию. Спросите себя: «Так чему же на самом деле я хочу научить своего ребенка прямо сейчас?»

    Это нужно сделать для того, чтобы малыш знал, что его наказали только потому, что он вел себе не достойно, и что в этом виноват только лишь он. Что Вы сожалеете, что пришлось пойти на крайнюю меру, что Вам не доставляет удовольствие наказывать ребенка, но обстоятельства сложились таким образом, что по-другому Вы поступить просто не можете.

    За что именно наказывать – тоже важный вопрос.
Вы уверены, что проступок стоил принятия таких мер? И не бывает ли так, что, наказывая ребенка, вы просто проявляете раздражение? Может, сам ребенок и не имеет никакого отношения к вашему состоянию, а вас просто выводят из себя конфликты
на работе, неважное самочувствие, неудачный день, а сын или дочь просто попадается под горячую руку?

Применять наказания можно только после того, как вы неоднократно объяснили правила поведения и уверены, что ребенок их понял. И, конечно, он должен знать, за что его наказывают.

Как или когда наказывать нельзя?   

Детям свойственно баловаться, взрослым - их наказывать. Кто первый прекратит? Когда вы сердиты, наказать хочется. Но в некоторых случаях наказывать нельзя, потому что, кроме плохого, от этого не будет ничего хорошего. Когда или как наказывать нельзя?

   По возможности, не наказывайте во время еды: не усвоится ни мораль, ни пища. Не наказывайте перед сном и после сна: начало и конец дня задают общую окраску жизни, а окраска жизни должна быть светлой. Неудачное время для наказаний - процесс игры или время делания уроков: когда ребенок чем-то увлечен или сильно занят, наказание воспринимается только как досадная помеха, которую хочется быстрее выбросить из головы.

   Нельзя наказывать, когда вы сильно разозлились.

Злость подсказывает плохие решения. Если надо, сердитость можно изобразить, но если вы вне себя от злости, вас ни к кому подпускать нельзя. Пока вы не продумали последствия наказания, не прочувствовали, как оно будет воспринято - наказание не даст нужного эффекта. Если есть малейшие сомнения в собственных действиях - лучше возьмите паузу, успокойтесь и все обдумайте.

  Нельзя наказывать, когда ребенку сильно плохо и без вас.

Если ваш сын сильно расстроен или зол, то ваши самые справедливые слова скорее всего вызовут только злость, а не понимание. Что касается маленьких детей, не стоит строго наказывать ребенка, когда он болен или плохо себя чувствует.

   Нельзя наказывать за ошибки, когда ребенок старается.

Неловкость, невнимательность, страхи и просто "забыл" - за все это можно наказать, если ребенок не старался, не хотел сделать все хорошо. А если старался, то за ошибки не наказываем. Ни в коем случае нельзя наказывать за то, с чем ребенок в принципе, при всем желании не может справиться. Если ребенок неповоротлив, за что наказывать? Если подвижен, как юла, то с этим одномоментно не справитесь ни вы, ни он. Эти моменты решаются только постепенно, и не наказаниями.

   Нельзя наказывать тогда, когда вопрос можно решить по-доброму. Вначале попросите, объясните или предупредите, большинство вопросов этим будет снято. Наказание без предупреждения вызывает протест: «За что?! Почему? Я не знал!»

   Нельзя наказывать, когда наказание вызывает внутренний протест. Внешние протесты для вида - это одно, а настоящий внутренний протест против наказания - это другое.

Интересно, что на многих совсем маленьких детей и некоторых диких животных наказание не действует в принципе, вызывая только протест: ответную агрессию или убегание. Чтобы наказание действовало, к нему нужно приучить: преподнести и объяснить его так, чтобы произошло принятие наказания.

  Наказание дает эффект только тогда, когда наказанный ребенок внутри с ним согласен, по крайней мере - его понимает. Наказание, которое вызывает в душе только протест - контрпродуктивно. Если ребенок искренне убежден, что он в происшедшем не виноват, то что бы ни думали взрослые, наказание будет неэффективно. Если ребенку кажется, что наказание совсем несправедливо либо слишком строго ("за это ремнем нельзя!"), следствием наказания будет только его злость. Если подросток убежден, что отчим не имеет права наказывать его в принципе, то обычные наказания действительно работать не будут.

    Не торопитесь наказывать, торопитесь думать. Детям свойственно баловаться, взрослым - их наказывать. Кто первый прекратит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

правила наказания детей

многие родители задают воспросы "Как наказывать детей и можно ли вообще наказывать". Данная памятка разработана для того, чтобы родители понимали за что можно наказывать и все ли способы наказания при...

Наказание детей

Что такое наказание?  Как помочь родителям  воввремя остановиться перед наказанием своих маленьких детей....

Поощрение и наказание детей в семье.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания....

Поощрение и наказание детей в семье.

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании....

Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: "Поговорим о правах детей". Форма проведения: "Родительский клуб".

Познакомить родителей с нормативно - правовыми документами в области защиты прав детей. Повысить уровень правовых знаний родителей, познакомить с требованиями образовательной программы к уровню знаний...