Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

"Система Монтессори"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 720023bb1130d5_1.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Знаменитый италийский педагог Мария Монтессори свою жизнь посвятила созданию особой методики обучения и воспитания ребенка. В центре педагогической системы Монтессори стоит ребёнок с его неподражаемыми особенностями, неповторимыми возможностями, потребностями, особенностями физического, психологического развития. Методика Монтессори дает возможность осознать себя и ребенка, продемонстрировать любовь к маленькому существу, развить успешного, творчески думающего интеллектуала. На первом месте интерес ребёнка, на втором – индивидуальный подход к ребёнку [1, с. 1].

Смысл методики Монтессори: подвести детей к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори [2]. Проникая в развивающую среду, ребёнок начинает обучаться самостоятельно. Девиз методики: «Помоги мне сделать это самому!». Среда делится на множество различных зон. Зона практической жизни – на этом месте находятся материалы, с помощью которых ребенок самостоятельно учится одеваться, обуваться, чистить вещи, мыть посуду, пересыпать крупу (в специально подготовленной среде все является учебным пособием). Все использованные материалы для упражнений – игр в практической жизни содействуют формированию мелкой моторики рук. Зона сенсорного развития – ребёнок здесь учится различать цвет, запах, шум, форму предметов, высоту, длину, знакомится со свойствами предметов. Математическая зона — с целью осмысления счета, ознакомления с цифрами, составом чисел. Зона русского языка — дети знакомятся с буквами, фонетикой, учатся составлять и записывать слова. Зона космоса — ребёнок находится в контакте с окружающим миром, природой, узнаёт какова роль человека в этом мире, т.е. идёт умственное развитие ребенка [3, с. 2]. Также следует развивать, совершенствовать эмоциональную область ребёнка: рассматривать, обсуждать книги, беседовать по содержанию прочитанного. 

В результате систематических упражнений, самостоятельной деятельности в специально организованной дидактической среде ребёнок овладевает умениями и навыками. Приведём пример рекомендательного характера одного из упражнений, которое называется «Соберем все бусинки». На поднос насыпать песок, положить камешки. Предлагаем ребенку собирать камешки – по одному, щепоткой правой руки. Далее показываем, как пользоваться ситом: держать его в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки аккуратно пересыпать в ведерко. Ребёнок выполняет всё сам, контролирует свои действия и в то же время получает навыки и определённые знания [4].

Мария  Монтессори полагала, то, что ребенок обучается тогда, когда он играет с предметами. Не просто игры, а игры – упражнения. Играть можно с любой вещью: с кружечкой, с вилкой, с салфеткой, с водой. Материалы Марии Монтессори – это что-то среднее между учебными пособиями и развивающими играми. Известная коричневая лестница — предполагает отличия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый. Розовая башня — предполагает отличия величины в трех измерениях, а также может помочь ребятам в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький. Используя материалы, ребенок может замечать собственные погрешности, но педагог не говорит о них, он только руководит процессом. Монтессори – материал всегда расположен в свободном доступе для ребёнка, на уровне глаз ребенка. Как только становится понято их использование, можно приступать к работе. Аккуратное отношение к материалу немаловажный момент. Ребёнок учится соблюдать важные этапа при работе с материалом: выбор материала; подготовка материала; подготовка рабочего места; выполнение действий; контроль ошибок; завершение работы, размещение материала на исходное место [3, с. 5]. Мария Монтессори представляет мир глазами ребенка, с его определенными потребностями, типичными для дошкольника. В ответах на вопрос «В чем нуждается ваш ребёнок?» она предлагает практические советы родителям на основе наблюдений за развитием ребенка. К примеру: Вашему ребенку нужна любовь, сердечное тепло, защита. Ваш ребенок нуждается в разумных правилах, и ограничениях, которые вводятся в его жизнь четко и последовательно. Вашему ребенку важно понять, «кто он», и осознать, что он уникален. Каждый из нас чем-то отличается от других. Ощущение своей неповторимости и уникальности важно для развития вашего ребенка [5]. Ему необходимо почувствовать свою особенность в чем-либо, чтобы это было признано другими, в первую очередь родителями. Мария Монтессори акцентирует внимание родителей на простые мудрые правила для взаимоотношений с ребёнком: Что окружает детей, то их и учит. Не критикуйте ребёнка, таким образом, вы учите его осуждать. Если ребёнка хвалить – он будет ценить. Нужно быть всегда честным, тогда ребёнок не будет врать. Не следует высмеивать ребенка, чтобы в будущем он не был стеснительным. О ребёнке нельзя говорить плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии. Уважайте независимо от оценок, успехов или неудач. Никогда не сравнивайте с другими. Всегда прислушивайтесь к мнению ребёнка. Помогайте — когда просит, не мешайте — когда не просит.

Занятия по методике Монтессори предполагают развитие самостоятельности ребёнка. Малыша нужно заинтересовывать, чтобы он получал наслаждение. Согласно Марии Монтессори, в человеке стремление к самостоятельности заложено с самого начала, что может быть осуществлено посредством подходящих методик, правил, к которым имеет отношение индивидуальный подход, сознательно разработанный дидактический материал и преподавательская среда, стимулирование саморазвития в детях. Мария Монтессори писала, что всё стремление ребёнка направленно на то, «чтобы через отделение от взрослого и через самостоятельность развиться в свободную личность... Наше воспитание во всём учитывает это стремление ребёнка; наше усилие направлено на то, чтобы помочь ребёнку стать самостоятельным».

Список используемой литературы

  1. Салаватова О. А. Развитие детей по системе Монтессори // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №11-1 (16).
  2. Мравян О.Ю. Консультация для родителей на тему: «О методике Марии Монтессори» [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/2408.html (дата обращения: 22.11.2020).
  3. Хуторской А. В. Система Монтессори // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1. – С. 1-12.
  4. Насырова С.Ш. Консультация для родителей «Технология М. Монтессори [Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-tehnologiya-m-montessori-3197273.html (дата обращения: 23.11.2020).
  5. Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Руководство для родителей [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/38jm (дата обращения: 23.11.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...