Консультация для родителей"Виды игр и игровых упражнений для успешной подготовки к школе"
консультация (старшая группа)

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_podgotovki_detey_k_shkole.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Виды игр и игровых упражнений для успешной подготовки к школе»

1. Напиши слово

Случается, что ребенок уже с пяти лет умеет писать печатные буквы или составлять слова из готовых букв — на магнитной дощечке, когда буквы написаны на квадратиках. В эту игру можно играть как с теми ребятами, которые уже умеют писать слова, так и с теми, кто может составить их из готовых букв. Игра способствует стимуляции к составлению слов, даже если обычно ребенок делать этого не хочет.

Поскольку малыши очень любят кормить животных, можно воспользоваться этим интересом. Нарисуйте (или найдите картинку) кошечки или собачки с печальной мордочкой. Внизу, под рисунком оставьте место, прочертите там две параллельные линии, как в прописях или нарисуйте клеточки, куда можно было бы вставить готовые буквы. Спросите у малыша, как он думает, почему животное расстроено и печально? Например, малыш ответит, что котёнок хочет домой. Предложите ребенку написать слово «дом». И когда он его напишет или составит из готовых букв, положите рядом с первой картинкой или нарисуйте кошечку или собачку довольных и радостных.

То же можно проделать с картинками диких зверей — например, с медведем. Пусть ребенок предложит свою версию, как сделать мишку счастливым и составит слово ниже картинки. Взрослый может не только задавать вопросы малышу, но и имитировать «голоса» животных, благодарить от их имени ребенка.

2. Как придумать новое слово

В русском языке много сложносоставных слов, и ребенок часто с ними встречается в жизни. Многим детям это интересно, потому что они слышат два и более слова в одном длинном. Чтобы они могли самостоятельно составлять и раскладывать длинные сложносоставные слова, можно поиграть с ними в интересную игру. Приведите для начала пример: громоотвод. Разберите, из каких слов составлено это длинное слово. Расскажите о громе, о том, что во время грозы нужно «ловить» молнии длинными металлическими шестами и отправлять опасную молнию в землю, чтобы она никому не навредила. Разберите слово, например: черноволосый — пусть ребенок даст определение волосам других, знакомых ему детей: рыжеволосый, беловолосый, седоволосый и так далее, насколько хватит его фантазии, даже, если он составит слова не используемые в русском языке. Заодно малыш узнает, как называется окраска волос.

Объясните, что можно составлять слова, которые бы рассказывали о том действии, который производит предмет, о котором говорят или о его назначении: зубоврачебный кабинет, к примеру, означает, что в этом кабинете сидят врачи, которые лечат зубы. А сложное слово землеройная машина означает, что это машина, которая роет землю. Или слово мусоровоз — означает, что машина везет мусор. Предложите малышу самому составить сложные слова, обозначающие то или иное действие, которое совершает предмет или то, для чего он предназначен.

3. Составить сказку по картинке

В школе детей с самых первых дней учителя просят составить рассказ по картинке (сначала — устный, а когда станут постарше — письменный). Потренируйтесь и вы с ребенком. Кроме того, что у него будет развиваться внимание, чувство слова, которое он будет стараться правильно применить, чтобы описать то, что видит на картинке, он учится формулировать свои мысли, а взрослые узнают о своих детях немало интересного и нового. Так что эта игра взаимно полезна и взрослым, и детям. Возьмите незнакомую малышу картинку с теми мотивами и сюжетом, которые ему больше нравятся. Девочкам, возможно, подойдут картинки с принцессами, а мальчикам — с воинами. Или же иллюстрацию с игрушечными животными. И попросите малыша придумать сказку. Не обязательно, чтобы сюжет сказки был длинным и взаимосвязанным, как у взрослых сказочников, главное, чтобы получилась структура сказки.

Если сказка не получается, то можно попросить ребенка определить, кто на его взгляд главный на картинке. Что он делает, с кем говорит. Кто находится около определенного уже главного героя? Чем они заняты? Дальше можно подвести ребенка к мысли связать действия персонажей картинки, определить, в каких взаимоотношениях они находятся — может быть, они друзья, а может — враги, может быть они родственники, подчиненные, слуги, помощники и так далее. Дальше можно привлечь внимание малыша к выражению на их лицах, их позам и спросить, что он думает о характере того или иного персонажа — может быть он добрый, а может злой или хитрый, жадный, веселый. Спросите у малыша, как ему кажется, что будет делать дальше тот или иной персонаж. Пусть малыш определит по картинке, какое может быть время года и почему ему так видится. А потом, после дополнительных вопросов и ответов, взрослый может подвести резюме и рассказать получившуюся сказку, связав воедино все то, что сказал ребенок. Главное, ни в коем случае не заставлять малыша придумывать и не смеяться, если на взгляд взрослого ребенок придумывает глупый и банальный сюжет.

4. Составь о себе рассказ

Очень важно, чтобы дети могли рассказать о себе — их спрашивают об этом не только в детском саду или в школе, но и в разных жизненных ситуациях может пригодиться их умение рассказать о себе нужную информацию.

Просто заучивать наизусть сведения о себе неинтересно, поэтому взрослый может придумать сюжет игры, в котором дети будут рассказывать о себе сами и с удовольствием. К примеру, придумайте сюжет о инопланетянах, которые умеют принимать облик любого человека, и теперь никто не знает точно, с кем говорит, — с настоящим человеком или с инопланетянином. Инопланетяне, по сюжету, могут только менять внешность, но они не могут знать о человеке. Поэтому, чтобы проверить, кто перед ним, взрослый задает ребенку «наводящие вопросы»: как тебя зовут? Как зовут твоих маму и папу, бабушку и дедушку? Где ты живешь? Какие есть особые приметы около твоего дома? Какое интересное событие ты помнишь (поход в парк, катание на пони, просмотр кино и т. п.). Можно рассказать малышу, что его ответы будут служить особым паролем, чтобы обхитрить инопланетян.

А можно придумать сказку, в которой малыш будет главным персонажем, и он заблудился в игрушечном лесу, но все игрушки думают, что он — мишка, зайчик или лисичка, но никто не верит, что он — ребенок и хочет домой. Потом по сюжету малыш встречает взрослого-волшебника и должен ответить на его вопросы, чтобы он мог точно переместить малыша из волшебного леса домой. Для этой игры можно использовать мягкие игрушки (взрослый может говорить за них их фразы по сюжету), для самого малыша можно придумать маски мишки или зайца, которые он будет надевать, гуляя по «лесу». А когда он правильно ответит на вопросы и попадет «домой», маску можно будет снять.

Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями для занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Особое внимание мы предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников грамоте и являются существенным компонентом этого обучения. В приложении даны игры и упражнения для развития речи, подобранные нами по всем направлениям коррекционной работы, подготовки руки к письму. Эти игровые приемы так же могут быть использованы родителями при подготовке детей к овладению ими грамотой.

5. Составьте коллаж

Многие дети любят делать «секреты», закапывая в землю цветные фантики или лепестки цветов, а затем накрывая их сверху стеклышком. Можно использовать этот интерес и предложить ребенку создать интересный коллаж. Летом можно собрать гербарий из цветов и листьев, подсушить растения. Затем взять двухсторонний скотч, заклеить им чистый лист бумаги. Затем аккуратно приклеить листочки и цветы, создавая из них картинку. Чтобы пустые, незаполненные места не приклеивались затем к рукам, можно сверху натянуть пленку. Потом «картину» можно вставить в рамку — получится интересный коллаж.

Или можно аккуратно на двухсторонний скотч наклеивать на лист бумаги с нарисованной картинкой цветы и листья — получится нечто необычное и интересное. К примеру, если удалось собрать ягоды рябины на веточках, то можно их наклеить на нарисованное около домика дерево. Если есть засушенные цветы, то можно из них создать целое поле около домика или нарисованной речки, а можно оформить «сказочный домик». Коллаж может быть совершенно разный — цветы и листья могут стать платьем принцессы, одеждой лесных эльфов, из них можно составить фигурки животных и насекомых.

6. Пластилиновые рисунки

Дети часто размазывают пластилин на обоях или на полу, любуясь разноцветным результатом. Предложите им сделать то же самое на рифленой бумаге — это могут быть даже куски обоев под покраску. Пусть намажут пластилином бумагу, а потом аккуратно отскребут верхний слой, в чем им может помочь взрослый. Пластилин забьется во впадины, и после снятия верхнего слоя, выявит красивый рисунок на бумаге.

7. Создайте стрекозу

Если у вас дома есть перья (например, даже из подушки), то их можно использовать для создания красивой поделки. Помогите ребенку скатать маленькую «колбаску» из пластилина. Пусть малыш сделает маленькие шарики из светлого куска пластилина, к ним приклеит черные маленькие шарики — это будут глазки.

Глазки нужно прикрепить на основании «колбаски». Из проволочки или лески можно сделать усики и воткнуть их в «колбаску». А перышки воткнуть в «колбаску» по бокам. Из спичек или гибкой проволоки можно сделать ножки — и вот стрекозка готова.

8. Создайте игрушки

Эти игрушки просты в изготовлении, и их можно вешать и на елку, и прикреплять на стенах комнаты. Используйте цветную клеевую бумагу, нитки, ножницы, наклейки. Подготовьте прямоугольники цветной бумаги, отрежьте нитки определенной длины.

Когда с бумаги будет снят защитный слой, на клеевую сторону пусть малыш положит сложенную пополам нитку — ее концы, а второй конец прямоугольника подведет к первому и соединит их между собой. Получилась заготовка. Нарисуйте на получившемся новом прямоугольнике рисунок — сердечко, звездочку, елочку, машинку и т. п., и пусть малыш аккуратно вырежет его. Теперь прикрепите наклейки, и игрушка готова.

9. Сделайте поделку

Возьмите два бумажных стаканчика, поверните их друг к другу отрытыми концами. Если вы работаете со старшим ребенком в семье, где есть младшие, то можно внутрь положить пару сухих горошин. Стык нужно заклеить скотчем. Пусть ребенок на двух бумажных кружочках бумаги с липким основанием, которые ему вырежет взрослый, нарисует два лица (неважно, насколько хорошо), на одном пусть будет улыбающийся рот, а на другом — направлен уголками вниз. Пусть малыш снимет защитный слой с бумаги и приклеит свои рисунки на стаканчики.

Можно упростить и нарисовать лица прямо на стаканчиках. Рты лиц должны быть обращены друг к другу. Посередине, к месту стыка, можно приклеить кусочек ткани — получится юбка куклы. Ткань может удерживать простая резинка для волос.

Теперь предложите ребенку переворачивать куклу, ему наверняка понравится наблюдать смену настроения его игрушки, которую он сделал собственными руками. Пусть он расскажет, когда его собственное настроение бывает печальным (и ставит при этом куклу печальным лицом вверх) или радостным (и тогда пусть кукла стоит радостным лицом вверх).

Эту куклу можно использовать тогда, когда хочется рассказать о каком-то событии, особенно, если ребенок стеснительный и не любит рассказывать о чем-то, переживая внутри себя и радости, и огорчения. Например, если случилось ему нашалить, то он может поставить куклу вверх печальным лицом, и сразу станет ясно, как он расстроен. Если вы ждете гостей, которые нравятся малышу, он поставит свою куколку радостным лицом вверх.

А, если захотите, можно сделать в дне одного из стаканов отверстие и складывать туда мелкую монету — получится копилка.

10. Сделай открытку

Для начала нужно разрезать цветную бумагу на полоски шириной 7 мм. Можно доверить эту работу ребенку, а может сделать и взрослый. Помогите накрутить полоски на ручку или карандаш, затем снимите полоски и покажите малышу, что получилась спираль. Пусть у вас будет несколько накрученных полосок.

Вырежьте из картона прямоугольник размером со стандартную открытку. Помажьте спираль с одной стороны клеем и приклейте к картону по периметру.

В центре картона должен быть нарисован простой сюжет — бабочка, цветок, мячик. Для аппликации заготовьте цветные детали — крылья, лепестки и т. д. Помогите малышу смазать бумажным клеем детали и покажите, как их наклеивают на открытку, пусть остальные детали малыш приклеит самостоятельно.

11. Дополнить ряд

Рисуем таблицу. Таблица например такая: семь столбцов, четыре строки. В первом столбце сверху вниз рисуете два сердечка, две звездочки; во втором столбце: три звездочки и одно сердечко, в третьем столбце: звездочка, сердечко, звездочка, сердечко попеременно; в четвертом столбце: сердечко, звездочка, сердечко, звездочка; пятый столбец: звездочка, сердечко, звездочка, сердечко; шестой столбец: три звездочки и сердечко.

Детям нужно предложить дополнить пустой ряд — седьмой. Для этого вырежьте два квадратика с рисунком сердечек, и два квадратика со звездочками, и предложите ребенку положить квадратик с рисунком в нужную пустую ячейку таблицы, чтобы дополнить ряд по горизонтали.

Можно нарисовать простую таблицу, и не только на бумаге, но и на доске или на асфальте. На плоские, разлинованные в таблицу поверхности можно расставлять фигурки — это могут быть кубики, призмы, конусы или другие формочки трех разновидностей.

12. Сравни правое и левое

Эта игра сродни играм на нахождение отличий на внешне похожих картинках. Можно нарисовать или составить из одинаковых картинок некоторую последовательность поворота одного и того же симметричного объекта — это может быть человек, бабочка, жук, елка. Например, пусть будет два столбца одинаковых рисунков по четыре объекта в каждом столбце. Каждый рисунок должен быть немножко повернут относительно другого. Рисунки должны выглядеть, как контур, чтобы их можно было закрашивать. Закрасьте правую половину всех объектов, кроме одного: например, правые крылышки бабочек, правую половину брюк у человечка и т. п. Раскраска должна быть одинаковой. И у последнего незакрашенного объекта (пусть он будет находиться в середине) закрасьте левую половинку. Потом попросите малыша посмотреть внимательно на рисунок с объектами и назвать тот из них, который отличается от остальных.

Можно под копирку нарисовать объект, а потом вырезать и поместить на странице под разными углами.

13. Напиши, чему равно

Это логический ряд, но он имеет своеобразный вид. Нарисуйте на листке бумаги или на грифельной доске следующие фигуры в три ряда. В первом ряду: сердечко в кружочке, знак «минус», сердечко, знак равенства и кружок. Во втором ряду: знак «плюс» в квадратике, знак «минус», квадратик, знак равенства. Третий ряд: кружок, знак «плюс», треугольник, знак равенства. Спросите у ребенка, что должно стоять после знака равенства во втором и третьем ряду, попросите его нарисовать ответ (правильные ответы: во втором ряду после равенства будет стоять знак «плюс», в третьем ряду — кружок, внутри которого будет треугольник).

Если малыш не очень ориентируется в знаках плюс и минус, объясните ему их значение на простых примерах: возьмите одно яблоко, а потом еще одно — это будет «прибавление», обозначается значком «плюс», а потом отнесите одно яблоко — это будет «вычитание», обозначается знаком «минус». А знак равенства означает, что получилось после всех действий.

Если ребенок не может решить эту задачу, объясните ему, как получаются ответы: в первом ряду от кружка с сердечком «вычли» или отняли сердечко, что останется — кружок. Тогда во втором ряду, если от плюсика в квадратике «отнимут» квадратик, останется только плюсик, а в третьем ряду к кружку «прибавили» треугольник, поэтому, если взглянуть на пример в первом ряду, после знака равенства должен стоять кружок с треугольником внутри.

14. Поиск лишнего

Нарисуйте разные объемные фигуры: например, два кубика желтого цвета одинакового размера, один цилиндр желтого цвета и один красный кубик большого размера. Теперь попросите ребенка указать лишний предмет. Не исключено, что он выберет красный куб, так как цвет оказывает влияние на мозг гораздо быстрее, чем другие признаки предмета — его форма и размер.

Спросите, почему он сделал такой выбор. Попросите его еще раз подумать, и снова выбрать лишний предмет. Объясните малышу, что среди этих фигур есть одна, отличающаяся по форме. Такую игру можно проводить и с плоскими изображениями.

15. Ложь и правда

Взрослый говорит ребенку фразу, а тот должен определить, правдива ли она и отвечать «верю» или «не верю». Если ребенок не может усидеть на месте, пусть вместо слов совершает какие-то действия — поднимает руки на «верю» и приседает на «не верю». Для начала предложите понятный вариант, например, покажите красный карандаш и назовите предмет правильно, зато следующий, желтый карандаш, назовите синим. Можно предложить ребенку следующий набор фраз: «вода бывает твердой», «вода бывает сухой», «иногда зимой светит солнце», «зимой никогда не светит солнце», «летом никогда не идет снег», «снег не всегда белый», «чай иногда бывает горячим», «торт всегда вкусный», «яблоко не всегда сладкое», «все птицы летают» и т. д.

Эти фразы дают ребенку пищу для размышления, он начинает вспоминать свой опыт и сравнивать. Любой ответ, кроме самых явных и простых, лучше обсудить с малышом, спросить, почему он думает так или иначе. Объяснить, если его ответ неверен. Часто дети, например, на утверждение «птицы всегда летают» соглашаются, что оно верно. Однако, можно напомнить ребенку, что такие птицы, как куры или индюки, страусы и некоторые другие, не летают.

Подобные занятия развивают наблюдательность у детей и их индивидуализм, позволяющий сомневаться в некоторых вещах, которые кто-то считает очевидными, искать суть, рассматривать примеры и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается...

Консультация для родителей " Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей"

Материал рекомендован  родителям дошкольников.  В  статье предложены игры для  формирования грамматически правильной речи...

Консультация для родителей " Использование игр и игровых упражнений для преодоления водобоязни детей среднего дошкольного возраста"

При обучении начальному плаванию детей инструктора и родители достаточно часто сталкиваются с проявлениями у своих подопечных повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении ...

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....

Консультация для родителей детей 6–7 лет «Роль игры для подготовки к школе»

Консультация для родителей детей 6–7 лет «Роль игры для подготовки к школе»Подготовка ребенка к школе, увы, часто сводится к тому, что детей усаживают за парты, заставляя их вып...

«Формирование регулятивных УУД старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений в процессе подготовки к школе»

Выступление напедагогическом совете:«Формированиерегулятивных УУДстаршего дошкольноговозраста посредствомигровых упражнений впроцессе подготовки кшколе»...