Актуальность введения ФГОС дошкольного образования
статья (средняя группа)

Начиная с 2014г. все детские сады начали работать по новому стандарту. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений в России разработан впервые. Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе образования - на педагогах, на детях, на семье:

  • В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса;
  • В детских садах должны укорениться специфические атрибуты детства: игра, как ведущая деятельность, экспериментирование, исследовательская деятельность;
  • Обозначена и будет решаться проблема преемственности содержания дошкольного и начального общего образования;
  • Главным становится воспитание и развитие (а не обучение!) детей на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества;
  • Происходит повышение социального статуса дошкольного образования и профессии «воспитатель».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_-_kopiya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность введения ФГОС дошкольного образования

Начиная с 2014г. все детские сады начали работать по новому стандарту. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений в России разработан впервые. Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе образования - на педагогах, на детях, на семье:

  • В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса;
  • В детских садах должны укорениться специфические атрибуты детства: игра, как ведущая деятельность, экспериментирование, исследовательская деятельность;
  • Обозначена и будет решаться проблема преемственности содержания дошкольного и начального общего образования;
  • Главным становится воспитание и развитие (а не обучение!) детей на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества;
  • Происходит повышение социального статуса дошкольного образования и профессии «воспитатель».

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию.

Стандарт - это ориентир. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, - никто им в этом мешать не будет. Хотя, любой разумный родитель найдет в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.

Семья - великое благо для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть несколько «но». Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе на улице. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап оказываются лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки. И второй очень важный момент. Меньше половины родителей каждый день играют со своими малышами или читают книги. Компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.

«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности» – это одно из требований ФГОС. В детском саду с детьми надо играть, а не устраивать для них подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Теперь же есть единый документ (ФГОС), который обяжет распространить эту практику. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Переход на новый стандарт займет несколько лет. Всех педагогов ждет поэтапное обучение (повышение квалификации).

Мы надеемся, что с введением ФГОС повысится статус дошкольного образования и его значимость у всех участников образовательных отношений: педагогических работников, родителей, органов государственной власти и местного самоуправления. В детских садах будут работать квалифицированные педагоги с соответствующим образованием, для этого необходимо создавать условия для повышения их профессионального уровня в новых условиях, чтоб они были компетентными в данном вопросе. Родители станут партнерами и союзниками, а не сторонними наблюдателями и будут нести ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, а не перекладывать все на плечи детского сада.

В настоящее время в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

 Прежде статус дошкольного образования не был определен, и юридически  оно не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному принципу?

С вступлением в силу с 01 сентября 2013г. Нового Закона об образовании, дошкольное образование стала одной из ступеней общей системы образования РФ.

С 1 января 2014 года дошкольные учреждения в своей работе руководствуются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт).

Стандарт, как документ, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития: направлен на повышение  социального статуса дошкольного образования, получение качественного образования.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад  обязан:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность о целях  дошкольного  образования

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

- обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

С учетом примерных федеральных программ в дошкольной организации разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Программа обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются – образовательными областями:

- социально - коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно - эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет формирование  ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное  детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не на обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка - дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности, обязаны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,...

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...

«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».

laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....