Воспитание экологической культуры детей. Знакомство с Хартией Земли.
консультация (старшая группа)

Сегодня сложно найти клочок земли, куда бы ни ступала нога человека. Но как только человек начинает изучать новые земли, он, к сожалению, постепенно загрязняет окружающую среду, ухудшает экологию. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу из за своей деятельности. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что это превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.

Хочу познакомить вас с необычным документом Хартия Земли – документ, обращенный к каждому человеку на нашей Планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_ekologicheskoy_kultury_detey.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры детей. Знакомство с Хартией Земли.

Сегодня сложно найти клочок земли, куда бы ни ступала нога человека. Но как только человек начинает изучать новые земли, он, к сожалению, постепенно загрязняет окружающую среду, ухудшает экологию. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу из за своей деятельности. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что это превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.

Как вы знаете, 2017 год в России объявлен «Годом Экологии». Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.

Хочу познакомить вас с необычным документом Хартия Земли – документ, обращенный к каждому человеку на нашей Планете. Для того, чтобы человек смог сберечь себя и открыть дорогу многим и многим поколениям, он должен сберечь Землю. Хартия Земли – это документ, содержащий фундаментальные принципы создания в XXI веке справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества.

Идея Хартии Земли появилась в 1987 году, когда Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН призвала создать новую хартию, которая сформулировала бы фундаментальные принципы устойчивого развития. В 1994 году Морис Стронг (Председатель Саммита Земли) и Михаил Горбачёв (Председатель Международного Зелёного Креста), повторно запустили Хартию Земли как инициативу гражданского общества, при помощи правительства Нидерландов.

Текст был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994-2000 гг.). Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже, в марте 2000 г. Официальный запуск был произведён 29 июня 2000 г. на церемонии во Дворце мира в Гааге, Нидерландах.

Документ начинается с преамбулы:

«Мы живем в такое время, когда человечество должно сделать свой выбор. Нам надо понять, что при всем многообразии жизни, мы все — одна семья с общей судьбой. Необходимо объединить усилия, чтобы создать устойчивое сообщество, основанное на уважении к природе и правам человека. Мы должны осознать свою ответственность друг перед другом, перед жизнью на нашей планете и будущими поколениями».

Земля - наш общий дом.

Условия среды и уникальное сообщество живых существ обеспечивают саму возможность существования и эволюции жизни. Благополучие всех живых существ и человека зависит от сохранения экосистем, всего многообразия животных и растений, плодородия почв, чистой воды и воздуха. Сохранение природных ресурсов, многообразия жизни и красоты Земли - наша обязанность.

Что происходит сейчас. (Глобальная ситуация)

Производство и потребление сегодня приводят к истощению окружающей среды, сокращению ресурсов, исчезновению видов и разрушению сообществ. Получаемые блага распределяются неравномерно, растет разрыв между бедными и богатыми. Несправедливость, бедность, невежество, вооруженные конфликты причиняют огромные страдания. Беспрецедентный рост народонаселения ведет к экологической и социальной напряженности, под угрозой оказывается глобальная безопасность. Эти угрозы реальны, но это не означает, что их нельзя избежать.

Что нас ждет. (Грядущие вызовы)

Нам выбирать - всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни. Мы должны изменить свои представления о ценностях, устремлениях и образе жизни. У нас достаточно знаний и технологий, чтобы обеспечить себя всем необходимым и сократить наше влияние на окружающую среду. Развитие гражданского общества открывает новые возможности для создания демократического и гуманного мира. Экологические, экономические, политические, социальные и духовные вызовы взаимосвязаны, вместе мы сможем найти для них верные решения.

Общая ответственность.

Сейчас, как никогда, необходима общая ответственность, осознание своей общности с другими людьми и всем живым на планете. Каждый из нас, гражданин определенной страны и мирового сообщества, несет ответственность за настоящее и будущее благополучие человечества и жизни на Земле.

Нам необходимо общее понимание базовых ценностей, как этической основы для развивающегося мирового сообщества. С этой целью Хартия Земли предлагает ряд принципов, которые должны определять поведение отдельных людей и организаций, бизнеса и правительства.

Принципы Хартии:

I. Уважать и заботиться о живом сообществе

II. Экологическая целостность

III. Социальная и экономическая справедливость

IV. Демократия, ненасилие и мир

А сейчас рассмотрим каждый принцип конкретно.

I принцип Хартии Земли: всё живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от пользы, которую представляет для человечества.

II принцип Экологическая целостность. Его целью является защищать и сохранять единство экосистем Земли, придавая особое значение биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.

Экологическая целостность проявляется и в поддержании находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем. Необходимости контроля и искоренения видов, не характерных для данных регионов, которые могут принести вред.

III принцип. Социальная и экономическая справедливость

У каждого человека есть право на питьевую воду, чистый воздух, безопасные для здоровья продукты, незагрязненную почву, место жительства и соответствующие санитарные условия, используя необходимые для этого национальны и международные ресурсы.

Защищать права женщин и девочек, положить конец насилию, совершенному против них.

Защищать и сохранять выдающиеся места , значимые для культурной и духовной жизни.

IV принцип: Демократия , ненасилие и мир

В основе последнего принципа лежит предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждение их от страданий, ограждение от длительных или неизбежных страданий при охоте или рыбной ловле и т.д.

Искоренять коррупцию во всех публичных и частных институтах

Уничтожать ядерное, биологическое и отправляющее оружие, а также любой другой вид оружия массового поражения. (Доклад Путина в сентябре этого года о том, что Россия выполнила свои международные обязательства по уничтожению химического оружия, в отличии тех же США, которые трижды переносили сроки его ликвидации)

Поддержание взаимопонимания, солидарности и сотрудничества между народами и государствами.

Путь вперед

Никогда еще необходимость выбора нового пути не стояла так остро. В его обеспечении и состоит назначение принципов Хартии Земли.

Это требует перемен в наших умах и сердцах, осознания единства мира и общей ответственности. Мы должны обеспечить устойчивый образ жизни как на локальном, так и на глобальном уровнях. Разнообразие наших культур обеспечит единственно верный путь развития для каждой из них. Следует дальше развивать тот глобальный диалог для поиска мудрых решений, который инициировала Хартия Земли.

Нелегко найти компромисс разных интересов. Тем не менее, следует стремиться к гармонии частных и общих интересов, сиюминутных потребностей и долгосрочных задач. Каждый человек, семья и общество играют в этом важную роль. Искусство, наука, религия, образование, СМИ, госструктуры, деловые круги и неправительственные организации призваны обеспечивать такое развитие. Для этого необходимы совместные действия правительства, бизнеса и гражданского общества.

Для построения устойчивого мирового сообщества, государства должны обеспечить работу Организации Объединенных Наций, выполнять международные соглашения и принципы Хартии Земли, создав международное право в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Пусть наше время ознаменует переход к устойчивому развитию, миру и справедливости на основе уважительного отношения к жизни.

И в завершении хотелось бы вспомнить слова академика Лихачева Д.С, который помимо экологии природы, выделял еще и культурную экологию, экологию духа. По словам Лихачева, культурная экология – это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества. Выбросите что-либо из сферы экологии культуры – и человек лишится части своего «дома». Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живет человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре. Культура может быть более высокой и менее высокой, культура может быть более удобной для жизни и менее удобной. То и другое не совпадает, хотя и соприкасается. Но соприкасаются между собой и экология природы и экология культуры, ибо человек не противостоит природе, а составляет собой часть природы. Поэтому экология культуры вместе с экологией природы составляют собой единое целое, лишь условно различаемое в целях удобства изучения.

Надеюсь, каждый ознакомившийся с Харитей человек, наконец задумается об экологии и пусть каждый стремится быть хранителем окружающей среды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры детей подготовительной группы через ознакомление с литературой и театрализованную деятельность

в представленном опыте работы предлагается план по интеграции разделов "Театрализованная деятельность" и "Экологическое воспитание" детей...

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста...

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

"Воспитание экологической культуры детей"

В материале отражена вся важность и значимость экологического воспитания детей уже с раннего возраста....

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...