Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста
статья по теме

Короткова Марина Геннадьевна

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                  ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Природа — неиссякаемый источник духовного развития человека. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитать бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада

Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы мир вокруг нас стал богаче и красивее.

Формируя у детей гуманное отношение к природе, в своей работе я исхожу из того, чтобы дети поняли: человек и природа взаимосвязаны, и то, что наносит вред природе, наносит вред и нам всем. Поведение детей в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное. Поэтому мы даем не только знания о природе и воспитываем бережное отношение к ней, но и учим ориентироваться в окружающей среде, тем самым обеспечиваем безопасное проживание с нашими соседями — животными и растениями.

В процессе ознакомления детей с природой я использую в своей работе самые разнообразные методы:

♦ Наглядные     (наблюдение,     рассматривание     картин,      просмотр

мультфильмов о животных);

♦  Практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);

♦  Словесные (рассказ воспитателя, чтение худ. литературы, беседы).

В процессе наблюдения для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму; цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными еще и характер движения, издаваемые звуки, повадки и т.д. Наблюдение организуется и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли определить необходимость поливки растений), или по отдельным признакам восстановить картину целого (например, по следам на снегу  определить, кто прошел или проехал, или по цвету определить — спелая ягода или нет).                                                           

Проводя наблюдение с детьми, я использую вопросы, загадки, обследование предмета (предлагаю потрогать, погладить), сравнение, игровые и трудовые действия. Для того, чтобы вызвать интерес и эмоциональное отношение к наблюдению, используются стихи, потешки, чтение худ. произведений.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о явлениях и предметах природы в своей работе я использую разнообразные игры:

♦  Дидактические (например: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Природа   благодарит   и   сердится»,    «Экологический   светофор», «Необычное путешествие»). Все эти игры уточняют представления детей   об   экологически   правильном   поведении,   учат   правильно оценивать   действия   людей   в   природе,   воспитывают   бережное отношение к природе.

♦  Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам  животных,  их образу жизни,  в  некоторых отражаются явления неживой природы (например: «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», « У медведя во бору», «Лохматый пес», «Птички в гнездах», «Солнышко и дождик», «Северный и южный ветер» и многие другие.).

♦  Творческие игры по ознакомлению детей с природой — это игры с природным   материалом:    песком,    снегом,   мелкими   камешками, шишками и т.д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить, постоянно поясняя детям качества предметов.

Труд в природе имеет также очень большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зеленом уголке. При этом я учитываю возраст и опыт детей. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев фикуса и аллоказии, рыхление земли, уборка сухих листьев из цветочных горшков, при этом, кстативыводы о качестве предметов, а затем дать возможность высказать свое мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности.

Вообще, воспитание у детей бережного   отношения к природе возможно

тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней,

овладеют   несложными   способами   выращивания   растений,    ухода   за

животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Формируется эстетика восприятия), а сколько радости в глазах ребенка, если он первым обнаруживает цветок на растении? На прогулках дети также с большим удовольствием трудятся. Летом мы с детьми следим за тем, чтобы наш участок был чистым и опрятным (здесь имеют место такие поручения, как собрать опавшие с деревьев сухие ветви, мусор). Осенью дети помогают собирать в кучки опавшие листья. Зимой расчищаем дорожки от снега.

С помощью опытов мы с детьми решаем множество познавательных задач. Например, что будет с водой, если вынести ее на мороз? Или наоборот, если взять снег на теплую ладошку, что с ним произойдет? Где лучше растет растение: в теплом или холодном месте? Как меняется свойство песка, если его смочить водой? Очень полезно дать детям самостоятельно сделать  выводы о качестве предметов, а затем дать возможность высказать свое мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской

деятельности.

Вообще, воспитание у детей бережного   отношения к природе возможно

тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней,

овладеют   несложными   способами   выращивания   растений,    ухода   за

животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Статья "Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности...

Родительское собрание "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. ...