Двуручное рисование
статья (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Наш мозг — удивительная машина, в которой каждая «деталь» отвечает за свою задачу. Однако, в отличие от настоящих механизмов, мозг способен развиваться, а одни его зоны могут исполнять роль других. Как натренировать мозг? Рисование двумя руками очень эффективно в этом деле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_dvumya_rukami.docx857.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование двумя руками: польза для интеллекта.

Рисование двумя руками

Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей. Удивительно, правда?

Нестандартные техники творчества сейчас набирают популярность особенно в среде родителей. Многие слышали о невероятной пользе рисования двумя руками для интеллектуального развития и предлагают деткам попробовать новую игру. Некоторые узнавали о подобных упражнениях из рекомендаций нейропсихологов.

Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. С этими проблемами сталкивается все больше современных учеников начальных классов. Даже спустя несколько лет многие делают серьезные ошибки в чтении и письме. Например, дети путают или пропускают буквы. Знакомая ситуация?

Чтобы справиться или заранее предотвратить подобные нарушения, существует множество методик, которые активизируют умственную деятельность, в том числе, через движение. Интересно, как это работает?

Немного анатомии

Рисование – не только творческий, но и моторный процесс. В науке давно известно, что тренировка пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления. Всеми психическими функциями, в том числе и этими, управляет головной мозг. Давайте рассмотрим его строение.

Мозг человека разделяют на 3 основные части:

  • большие полушария;
  • мозжечок;
  • ствол.

строение мозга

Сейчас нас интересует, как работают полушария. Они выполняют разные функции, которые помогают приспосабливаться и изменять действительность. Левое полушарие считается логическим. Правое полушарие – интуитивным, творческим.

Кроме того, левая и правая доли связаны с координацией противоположных сторон тела. Так, если мы поднимаем правую руку или ногу, смотрим в калейдоскоп правым глазом или подносим телефон к правому уху, активируется левая половина мозга и наоборот.

При этом левое полушарие отвечает за логику, формирование причинно-следственных связей, аналитические способности. А правое — творческое. В его «ведении» воображение, эмоции, таланты.

Чтобы адекватно воспринимать внешний мир и успешно выполнять любые задачи – от ходьбы до доказательства сложных теорем, – необходима слаженность в работе полушарий. Она достигается за счет постоянного обмена информацией между долями. Такое сообщение ведется по системе нервных волокон. Чем их больше, тем точнее и эффективнее работает наш мозг.

Почему возникают трудности в обучении?

Если межполушарные связи блокируются по каким-либо причинам, происходит искажение в процессах познания и, следовательно, возникают сложности в учебе. Чаще всего они связаны с нарушениями в процессах чтения и письма.

Для формирования этих навыков необходима согласованность в движении рук, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно слушать, писать и видеть написанное. Появляются ошибки, плохие оценки, а вместе с ними пропадает мотивация учиться. Но это можно исправить! Главное, синхронизировать работу мозга. И лучше всего сделать это творчески!

Рисование двумя руками – путь к успеху

Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!

Какие нейропсихологические игры можно использовать?

Прописи

Сейчас предлагается широкий выбор различных развивающих материалов. В магазинах можно найти:



Согласитесь, это непривычный способ творчества. Он вызывает интерес, особенно у детей, которые часто пробуют писать неведущей рукой из любопытства. У каждого человека есть ведущая рука, которой ему привычно выполнять дела. Попробуйте-ка написать что-то другой рукой — вряд ли это получится! Но такие упражнения весьма полезны, потому что заставляют мозг отходить от привычных паттернов  (англ. 'pattern — образец, шаблон, система) поведения и искать новые решения.

На деревянных досках или ламинированных трафаретах изображены простые фигуры, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по бороздкам или пунктиру. На первый взгляд – проще простого. Действительно, это так, если движение идет в одном направлении. Но попробуйте перемещаться в противоположные стороны! Возможно, ваш мозг сначала будет сопротивляться. И только при регулярных упражнениях выработается необходимая пластичность.

Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов. Когда обе руки будут уверено держать карандаш, можно переходить к созданию каких-либо образов – например, домиков, облаков.

ЛинейкиЛинейки для рисования двумя руками

Новую практику можно совместить с рисованием песком. При таком способе изображения ребенок чаще всего не использует трафареты. Здесь активнее работают органы чувств и воображение.

Еще один вариант творческих экспериментов – зеркальные рисунки, когда ребенку предлагается перевернутая картинка, которую он должен воспроизвести в правильном положении.

Все эти игры вызывают у дошкольников и учеников начальных классов живой интерес. Вследствие этого не только налаживается работа высших психических функций, но и снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку справляться с заданиями.

Рисование песком

Опыт рисования двумя руками полезен и взрослым, которым приходится держать в голове множество разноплановых задач и выполнять несколько дел одновременно на работе и дома.

Показывайте ребенку пример, пробуйте новое и открывайте безграничные возможности своего мозга! Когда мы рисуем двумя руками сразу, мозг задействован на полную! Одновременно работают оба полушария, формируются новые нейронные связи, и мы становимся умнее, хотя вроде бы провели время за отдыхом. Попробуйте и убедитесь сами.

5 развивающих упражнений.

С чего же начать?

— Рисование по контуру.

Здесь все просто: нарисуйте контур простой симметричной картинки (или скачайте готовую в интернете), возьмите в обе руки по фломастеру и обводите рисунок по намеченным линиям с двух сторон.

— Рисование по половине контура.

Почти то же самое, но контур будет только на одной половине картинке. Для правшей слева, а для левшей справа. Так мы усложним задачу, но немного поможем подчиненной руке.

— Рисование без контура.

Это уже потруднее! Придумайте тему и нарисуйте картинку сами, без заготовок. Начните опять же с чего-то простого и симметричного: бабочка, домик, цветок.

— Раскрашивание.

Тоже отличная тренировка. Не просто обвести или нарисовать предмет, но и раскрасить его. Сначала шриховать можно в одном направлении, а затем — в разных.

— Рисование несимметричных картин.

Это уже для асов! Ваш мозг будет сопротивляться, но это только в первое время. А потом задачка будет даваться все легче.

Ниже представлены образцы и примеры двуручного рисования.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d67b06215e/1022387_8.jpeg

https://fsd.compedu.ru/html/2019/02/12/i_5c623a3aa81bc/img_phpO4nysd_Razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-v-usloviyah-shkolnogo-logopunkta_5.jpg

https://i0.wp.com/ds04.infourok.ru/uploads/ex/1201/0009e988-e4ef8fce/hello_html_m12deed7a.jpg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/t/TyQS13xYq0Z75BmwfXzJegadiLM46DrjVcbPnt/slide-18.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a36b919f415e/img10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.

Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...

Двуручное письмо

laquo;Для понимания того, как работает мышление с турбонаддувом, надо хотя бы немного узнать о двух полушариях мозга»Левая и правая его части обрабатывают информацию по-разному.Левое полу...

Двуручное рисование

Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю....