Развитие логического мышления.
консультация
Развитие логического мышления
В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребёнка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значение слова слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает, соотносит слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путём. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря выделению скрытых свойств изучаемого объекта через практические действия.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии 2 стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребёнок не сам придумывает себе роль, а берёт ту которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Чтобы ребёнок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах.
Сначала ребенка учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.
В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.
Однако, по мнению учёных, чрезмерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте нецелесообразно. Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребёнка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 13.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления
В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребёнка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значение слова слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает, соотносит слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путём. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря выделению скрытых свойств изучаемого объекта через практические действия.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии 2 стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребёнок не сам придумывает себе роль, а берёт ту которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Чтобы ребёнок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах.
Сначала ребенка учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.
В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.
Однако, по мнению учёных, чрезмерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте нецелесообразно. Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребёнка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления