"Внутренний мир ребенка: как его сохранить?"
консультация

Середина Елена Валерьевна

Семейная ситуация, которую взрослый человек оценивает,  как положительную, может совершенно противоположно восприниматься детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внутренний мир ребенка: как его сохранить?»

Середина Елена Валерьевна

Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района

Семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, каких-либо проблем. Это и хорошо: преодолевая трудности, человек совершенствуется, улучшает свои отношения с близкими людьми. Конечно, не всегда это просто, легко, скорее наоборот. «Вроде бы такие приличные люди, а ребенок – ну, сущий бесенок!» - говорят знакомые. «И в кого ты такой уродился? - вздыхает мама. - Вроде бы ни я, ни папа тебя такому не учили! Мы учим тебя только хорошему, и для тебя всё самое лучшее».

Семейная ситуация, которую взрослый человек оценивает, как положительную, может совершенно противоположно восприниматься детьми. Ведь ребенок - не просто объект воспитания, он – Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть. Поэтому для того, чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас. Именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность.

Живя в семье, ребенок накапливает большой опыт межличностных отношений. Искаженно или правильно ребенок воспринимает, как родители относятся к нему, доброжелательно воспринимают его или нет.

Со временем ребенок начинает размышлять, нужен ли он родителям, любят ли его. В то же время формируется и отношение ребенка к родителям: любит ли он сам родителей такими, какими они есть.

Что же еще поможет вам лучше понять эмоциональный мир вашего малыша? Будет замечательно, если вы, однажды вечером займетесь рассматриванием домашних фотографий, обсудите - какие люди на них изображены, расскажете какое настроение у этих людей, и предложите ребенку придумать какую–нибудь историю о них.

Игра в «Дочки – матери» помогает осознать себя в роли родителей. В такой игре можно разыгрывать различные жизненные ситуации, например, как поднять маме или папе настроение, как помирить поссорившихся членов семьи и др.

И надо запомнить, что недаром педагоги часто говорят, что дети – это лицо своих родителей и очень хотелось, чтобы это лицо было всегда прекрасным!

 

Для взрослых внутренний мир ребенка – «тайна за семью печатями». Только очень светлые и внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг.

 

Как понять внутренний мир детей?

Чем наполнен внутренний мир ребенка, на чем он держится? В первую очередь, на любви к родным: дети любят преданно и беззаветно, они тянутся к родителям, радуются вниманию, которое оказывают им взрослые.

Еще в этом мире много фантазии: все, что с ними происходит, дети видят совсем не так, как их родители, в их воображении добро и зло не являются абстрактными понятиями – у них есть имена и образы. Они по-настоящему верят, когда мама говорит, что за плохое поведение может забрать в свою избушку на курьих ножках Баба Яга, а за шторой прячется домовой, который сердится, когда дети громко шумят.

Иногда, сами того не желая, родители пугают детей, забывая, что они многое понимают буквально. Вот одна такая история:

«Однажды ей пришлось уйти из дома, чтобы купить молока на завтрак своему трехлетнему ребенку. Час был ранний, и малыш еще спал. Когда она вернулась и тихонько открыла дверь, то услышала голосок сына: «Баба Яга, не ешь меня, я тебе свою клюшку отдам!» В этот момент ее просто захлестнули эмоции: это ведь она все вечером перед сном говорила не желающему утихомириваться малышу, что, если он не будет спать, его заберет и съест Баба Яга. Женщина и не предполагала, насколько серьезно ребенок отнесется к этим словам».

Вообще, если бы взрослые могли представитьвнутренний мир ребенка, они увидели бы в нем детские обиды, которым обычно не придают значения, а дети страдают по-настоящему, страхи, боль от размолвок родителей, которые ранят детскую душу. Возможно, тогда они стали бы осторожнее подходить к воспитанию.

Развитие внутреннего мира ребенка

Когда мы говорим, что у кого-то «богатый внутренний мир», то часто не задумываемся, что «богатства» эти копятся с детства. Это умение чувствовать красоту, сопереживать, верить, создавать мечты, ценить других людей и мир, в котором живешь, способность создавать то, что духовно обогатит человечество.

Вот и развитие внутреннего мира ребенка начинается с пробуждения эмоциональных реакций на окружающее.  Малышу, еще сидящему в коляске, мама показывает деревья, бабочек, птиц, рассказывает о них. Ребенок еще не в состоянии понять, какие они, но он слышит интонацию, наблюдает отношение мамы к происходящему, и подсознательно учится обращать на это внимание, ценить все живое.

Детская музыка, чтение книг вслух, творческие занятия с родителями, а позже в садике и в школе с педагогами – все это очень важно для формирования внутреннего мира детей.

Посещение выставок, интересные поездки, изучение иностранных языков, знакомство с обычаями своего народа – это не просто расширение кругозора. Получая новые впечатления от жизни, осмысливая их, сначала с помощью взрослых, потом самостоятельно, личность становится более зрелой, цельной, устойчивой к негативному влиянию.

Таким образом, обогащая внутренний мир ребенка, развивая его, мы растим разностороннего человека, которому предстоит жить в непростое время, контактировать с другими людьми, даже конкурировать с ними в чем-то. У человека с глубоким внутренним миром значительно больше шансов найти себя и достичь самореализации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...

Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....

детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.

1.Метод творческих заданий.Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность). 2.Метод развивающего дискомфорта.Цель: стимулировать активно-поисковое повед...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка...