Музыкально-дидактические игры "Веселые кубики" для дошкольников
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая группа)

Тула Наталия Альбертовна

Музыкальная игра является для ребенком помощником в познании музыкального мира ."Веселые кубики"  позволяют развивать внимание, воображение, музыкальный слух, тренируют память.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры "Весёлые кубики"

     Игра имеет большое значение в формировании творческой личности ребенка. Через игру он познаёт окружающий его мир. Познания музыкального мира у ребёнка происходит и через музыкальные игры, в которых используется множество видов деятельности. Это позволяет ребёнку познать и прочувствовать ритм дождя, стук колёс, шелест листьев,  бесконечную дребезжащую музыку шмеля, параллельно воссоздаваемую им на музыкальных инструментах. Такие игры позволяют развивать внимание , воображение, музыкальный слух, тренируют память, общую моторику ребёнка.

     Для игры нужен кубик,  поэтому изготовление его, подбор картинок к игре -  это уже начало игры. Кубик  можно изготовить из картона, обклеить самоклеящейся бумагой.  Подойдет коробка в форме куба. Мягкие строительные модули так же подойдут для игры. Яркие картинки можно вырезать из старых журналов, распечатать с интернета, а интересней  и легче всего – это просто их нарисовать вместе с детьми. Эстетично выполненная работа, сделанная своими руками, вызовет желание у ребёнка играть таким предметом.

                                             Веселый кубик

    Игра для детей средней или младшей группы

   Задача. Учиться звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя тембр, высоту согласно своим возможностям.

   Ход игры

   Взрослые и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, можно самим напевать слова песни под любую мелодию.  Все по очереди передают кубик друг другу,  произнося текст:

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок,  другой член семьи ,у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Ведущий (взрослый) спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, ведущий предлагает игроку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу») и т.п.

Затем игра продолжается.

На гранях кубика могут быть изображены: кошка, собака, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

                                       Кубик «Угадай-ка»

   Игра для детей средней группы

   Вариант, аналогичный игре веселый кубик, но уже с другим кубиком. На нем изображены предметы: часы, молоток, туча и капельки, самолет, паровоз, желтые листики.

   Задача. Учиться звукоподражанию различных явлений голосом.

   Ход игры

   Взрослые  и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная веселая мелодия, можно напевать самим и все передают кубик друг другу. Произносится текст:

Кубик деткам передай.

Что увидел, угадай!

   Ребенок или другой игрок, у кого кубик остался в руках,  бросает кубик на пол в кругу. Ведущий спрашивает у детей: «Что это?» - «Молоток». Взрослый предлагает игроку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток («тук-тук-тук») и т.д. Игра продолжается: часы – «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз – «ту-ту», листики – «шур-шур-шур».

                                          Музыкальный кубик

   Игра для детей средней группы

   Задачи. Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

   Ход игры

   На столике находятся детские музыкальные инструменты, те, которые есть у вас дома. Например, ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик.  Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на гранях кубика. Дети и взрослые, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку со знакомыми словами:

Подскажи нам поскорей

Кто начнёт игру быстрей?

   Бросающий кубик игрок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет знакомую несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого игрока.

   В конце игры все ему аплодируют.  Играющий  возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию.

                                             Кубик-оркестр

   Игра для детей старшей группы

   Задачи. Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

   Ход игры

   Игроки в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

   Каждый играющий по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все игроки не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

   По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного  музицирования.

                                             Ритмический кубик

   Игра для детей средней и старшей групп

    В игре используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов. На первой грани- 1 бабочка, на второй -2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.

   Задачи. Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п. Закреплять навыки прямого счёта, вызывать положительные эмоции от игры.

   Ход игры

   Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям.

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

   Игрок бросает кубик в круг.  Ведущий предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем игроки столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д.

   Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.

                                    Кубики-календарики

   Игра для детей старшей группы

   На гранях кубика – картинки с изображением времён года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона.  Их можно использовать для игры «Ритмический кубик»

   Задачи. Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющихся друг друга времён года и воспитывать творческое отношение к природе.

   Ход игры

   Игроки, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадёт,

Тот нам песенку споет!

   2 последние строчки можно изменить:

К кому кубик  попадает

Тот стишок нам всем читает!

   Ребёнок  или другой участник игры, в чьих руках оказался кубик, читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.

   В данной игре можно использовать один кубик, на четырех гранях которого будут располагаться картинки, соответствующие временам года, а на двух оставшихся  смайлики. Веселый смайлик обозначает, что игрок, которому он выпал, может выбрать любую другую грань кубика с желаемым временем года. А если же выпал грустный смайлик, то ход игры переходит другому игроку.

   В процессе игры можно выучить с детьми стихотворения из цикла С. Маршака «Круглый год».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей  дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....

Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

Музыкально-дидактические игры обязательны на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы. Проводится такая игра в первой половине занятия, когда внимание детей наиболее эффективно. С помощью так...

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников

Материал для использования в свободной деятельности....

Музыкально дидактическая игра для старших дошкольников

Предлагаю для музыкальных руководителей дидактическую игры на развитие звкковысотного слуха, на развитие чувство ритма, на развитие тембрового слуха...

Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

Учебно-методическое  пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра-  развлечение для детей 3-5 лет написана...