Консультация для родителей "О детской агрессии"
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

"О детской агрессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                    О детской агрессивности.

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в отношениях ребёнка к другим детям. Она волнует и педагогов, и родителей. Нужно сказать, что практически все дети ссорятся, дерутся обзываются и т.п. Обычно с возрастом, по мере усвоения правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

   От чего же зависит склонность ребёнка к агрессивному поведению? Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые малыш наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень его эмоционального напряжения. Однако очевидно, что подобного рода факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности.

    Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника («дурак», «идиот», «жиртрест» и т.п.), драка из – за интересной игрушки или ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой – либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например: мальчик толкает девочку в бассейн и смеётся над её слезами; девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за её переживаниями. Унижение сверстника и доставленная ему физическая боль вызывают у детей, склонных к агрессивному поведению, удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Исследования показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их особое отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступкам окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такая предвзятость относительно враждебности других проявляется в чувстве собственной недооценённости со стороны сверстников, в приписывании им агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или «подвоха» со стороны партнёра.

Всё это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. У одних детей агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения к себе внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели и имеют более жёсткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам, и выражается такая мотивация агрессии в наиболее жестоких формах насилия. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

В мире и в других людях агрессивный ребёнок видит прежде всего себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для агрессивных детей недоступны сочувствие, сопереживание другому, они не испытывают потребности оказать ему помощь.

В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления тенденций к агрессивному поведению. Эти меры должны быть направлены не на безопасный выход агрессии, не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детская агрессия»

В состоянии ли взрослые правильно оценить ситуацию и поведение ребенка в ней? Можем ли мы сами верно отреагировать?...

Консультация для родителей «Детская агрессия».

Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее....

Консультация для родителей "Детская агрессия"

В данной консультации мы хотим познакомить родителей с таким свойством личности как " агрессия", какие факторы влияют на её проявления, как можно помочь агрессивным детям и их родителям....

Консультация для родителей "Детская агрессия"

Агрессия -это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред объектам нападения...