Обогащаем словарный запас детей дома (рекомендации для родителей)
консультация (младшая группа)

Панихидина Яна Ринатовна

Обогащаем словарный запас детей дома

(рекомендации для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx705.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащаем словарный запас детей дома

(рекомендации для родителей)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_1.jpeg


Немного теории

К ак известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_2.jpeg

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

С амый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, задает все больше вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_3.png

Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире. К пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов.

В ажнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни малыша контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально-культурного уровня семьи.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_4.jpeg

Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.

Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи. Слушая и повторяя, ребенок учится напевать слова, что значительно облегчает процесс их заучивания. Через стихи ребенок узнает, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова со схожим значением.

По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет запас увеличивается до 500-1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2 тысяч слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тысяч слов.

Игры для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

«Из чего сделано?»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.

Ход игры: взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д.), а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д.».


"Найди противоположное слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

- Сахар сладкий, а лимон (кислый). Луна видна ночью, а солнце (днем). Огонь горячий, а лед (холодный). Тополь высокий, а шиповник (низкий). Река широкая, а ручей (узкий). Камень тяжелый, а пух (легкий). Редька горькая, а груша (сладкая).https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_5.jpeg

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (холодный.) Если в комнате не светло, то в ней (темно). Если сумка не тяжелая, то она (легкая). Если нож не тупой, то он (острый).



« Отгадай, что это?»https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_6.jpeg

Цель: учить сравнивать предметы.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: выкладываем картинки перед ребёнком, просим запомнить их, затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает 1-2 картинки. Ребёнок открывает глаза и задаёт вопросы: «Живое, не живое? Из чего сделано? Какой формы? Это создано человеком (если не живой предмет) и т. д.». После отгадывания взрослый меняется ролью с ребёнком, теперь ребёнок переворачивает картинки, а взрослый угадывает.

«Кто или что лишнее?»

Цель: учить классифицировать предметы и дать обобщающие понятия.

Ход игры: Взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка назвать какой лишний, объяснить почему. Например: «Курица, сова, индейка, гусь. Лишняя сова, т. к. курица, индейка, гусь – это домашние птицы, а сова дикая птица..

« Что делают?»https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_7.jpeg

Цель: учить подбирать нужные глаголы.

Ход игры: Взрослый называет слово, например, «звезда», а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему (светит, горит, сверкает, блестит, скрипит, темнеет, тает).


"Всё наоборот"

Цель: активизация словарного запаса.

Х од игры: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_8.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_9.jpeg

Длинный - короткий, глубокий - мелкий, мягкий - твердый, легкий - тяжелый, тонкий - толстый, густой - редкий, сильный - слабый.

Говорить - молчать, смешить - довести до слез, разрешить - запретить, падать - вставать, смеяться - плакать, зажечь - потушить, помогать – мешать.


«Назови ласково»

Ц ель: активизация словарного запаса, научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_10.jpeg

Ход игры: взрослый называет животного, а ребёнок называет этого животного ласково.

Белка – белочка, обезьяна – обезьянка, медведь – медведушка, бегемот – бегемотик, ёж – ёжик, слон – слоник, заяц – зайчик, лев – лёвушка, лось – лосик, леопард – леопардик, морж – моржонок и т. д.

«Опиши»

Ц ель: активизация словарного запаса.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_11.jpeg

Ход игры: взрослый просит описать членов семьи, например мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет.


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_12.png

Бабушка - …

Дедушка - …

Папа - …

Брат - …

Сестра - …

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/30/s_5de2ad968a142/1273279_13.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарный запас детей

Консультация для родителей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Обогащаем словарный запас детей дома»

Рекомендации для родителей: "обогащаем словарный запас дома"....

Обогащаем словарный запас детей

В консультации вы сможете найти пару дельных советов о том как сделать процесс обучения интересный и не утомительным для ребенка, а так же узнаете несколько приемов, которые можно использовать для обо...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Вторая младшая группа, 3 – 4 года «Обогащаем словарный запас детей дома»

Обогащаем словарный запас детей домаКак известно, в современном мире, красивая и правильная речь -  символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребено...

Активизация речи детей дома. Рекомендации для родителей по активизации речи детей 2-3 лет.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста,особенно в возрасте от 2 до 3 лет, происходит очень быстро. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чис...

Обогащаем словарный запас детей

При недоразвитии речи ребенок  неактивен в речевом общении; он не может связно рассказать о происходящих событиях...