Гендерное воспитание в условиях детского сада.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белова Наиля Анатольевна

Гендерное воспитание в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx113.76 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание в условиях детского сада.

 Подготовила воспитатель МАДОУ «Детский сад с.УязытамакC:\Users\Альфия\Desktop\Рисунки  Гендер\1372264066_937.jpg

Белова Наиля Анатольевна

Родился ребенок. Маленький человечек, новый житель Земли. Когда родителям или их родственникам задают вопросы: «Кто у вас родился? Мальчик или девочка? А кого хотели?». Они часто отвечают: «Да какая разница, кто родился, главное - он есть, наш ребенок». Действительно, рождение — человека- это радость! Но родители еще не знают и не подозревают, какая огромная разница существует между мальчиком и девочкой. Как надо воспитывать мальчика, на что больше обращать внимание в воспитании девочки? Почему девочки «капризульки» и «плаксы», а мальчики драчуны? А почему иногда бывает наоборот: девочка - забияка и грубиянка, а мальчик тихий, послушный, больше похожий на девочку. Что нужно делать, чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, а из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама? Эти вопросы в определенный момент возникают пред родителями.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.

Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Образовательная  область «Социализация», в которую включена

задача: • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно- ориентированные технологии:

1.Средства

2.Методы

3.Формы

Средства

• игры

• народные сказки

• пословицы

• колыбельные песни

Методы:

• игровые

• словесные: познавательно-развивающие этические беседы, рассказы, чтения художественных произведений

• практические: опыты и эксперименты, моделирование, упражнения, проблемные ситуации

• наглядные: наблюдение, демонстрация

Форма

• игровая деятельность

• экспериментальная

• проблемно - поисковая

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, важно создать условия для формирования и развития мужественности и женственности воспитанников, таким образом необходимо обратить внимание на следующее:

 На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

 На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

 На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Основным принципом построения образовательного процесса в ДОУ является принцип организации образовательного процесса с учетом интеграции. Таким образом, реализуя ООП ДОУ решая задачу формирования гендерной принадлежности дошкольников, необходимо вести работу по каждому из существующих направлений развития: физическое, социально- личностное, познавательно- речевое, художественно- эстетическое, организуя работу по реализации каждой образовательной области: физическая культура, здоровье, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

При организации образовательной деятельности по ОО «Физическая культура» используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.

6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).

7. Распределение ролей в подвижных играх

8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

14. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).

15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

На физкультурных праздниках используем показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Реализуя социально- личностное направление ООП ДОУ, организуя образовательную деятельность по ОО «Труд» распределяем трудовые поручения так же с учетом гендерной принадлежности.

Большое воспитательное значение оказывают традиционно проводимые в ДОУ дни открытых дверей: родители воспитанников предложили поучаствовать в образовательной деятельности: папам представилась возможность позаниматься с мальчиками, используя традиционно мужские инструменты, а мамам- с девочками, они почувствовать себя маленькими хозяюшками.

Данная форма работы, интегрировала ОО «Труд» и «Социализация». Говоря о социализации, важно осветить еще одну задачу данной области: развитие игровой деятельность. Игра – ведущая деятельность дошкольников. В игре педагог имеет возможность решать целый ряд задач, в том числе и гендерного воспитания. В развивающей среде ДОУ обозначено пространство для игры девочек, игры мальчиков. В силу психологических особенностей мальчики в играх более шумные, занимают большее пространство, более активны. Девочки сосредоточенны на играх с использованием более ограниченной площади, более спокойны и сосредоточенны. Дети выбирают для своей игры, представленные в развивающей среде сюжетные игры. Дидактические игры детям может предложить педагог. Это и «Потеряшки- барахолки», «Волшебный цветочек», «Чудесный мешочек», «Комплименты».

Реализуя познавательно-речевое направление в ДОУ, «Чтение художественной литературы» и педагоги имеют возможность, используя произведениях художественной литературы, воспитывать основы мужественности у мальчиков и основы женственности у девочек. Такие произведения как сказки «Золушка», «Спящая красавица» имеют большое воспитательное значение и дают возможность подчеркнуть красоту, чувственность привлекательность девочек, а такие произведения как «Сыновья», «Волшебное слово» Осеевой В. формируют смелость, уверенность, ответственность, так необходимые мальчикам!

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает устный народный фольклор: колыбельные, песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, былины и многое другое. Он является источником вековой народной мудрости, любви к ближнему и Родине, доброты, великодушия, заботы. Использование его как средства формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте начиная с раннего возраста, включая в повседневную жизнь в детском саду, так называемого материнского фольклора. В группах раннего возраста колыбельные детям поют воспитатели, в средних и старших группах воспитатели учат петь колыбельные девочек и использовать в игре.

Широко используется в работе ДОУ народная сказка. В сказке в художественной форме отражены не только требования народной морали, но еще даны образцы нравственного поведения.

Пословицы, поговорки, загадки, подобранные с учетом дифференцированного подхода, активно используются нашими педагогами в повседневной жизни, загадки и поговорки хороши для развития логического мышления, понимания переносного смысла.

Театрализация художественных произведений – позволяет через образы, которые исполняют дети так же воспитывать традиционно женские и мужские качества.

Художественно- эстетическое направление в ДОУ реализуется через ОО «Художественное творчество», «Музыка». Данные так же дают возможность вести работу по гендерному воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность детей- портреты женские, мужские, одежда для мальчиков, девочек и т.д, транспорт и посуда- чем не тему, чтобы коснуться вопросов мужественности и женственности.

А какой богатый материал для работы картины художников: «Три богатыря» и «Аленушка», «Иван царевич на сером волке» и «Девочка на шаре»!

И, конечно, музыкальное воспитание самым тесным образом соеденены с гендерным воспитанием. Формирование гендерной принадлежности осуществляется на каждом этапе НОД: пение, танцы, игры, игры на музыкальных инструментах. Досуги и праздники- прекрасная возможность подчеркнуть силу и мужественность, нежность и женственность! Неотъемлемой частью гендерного воспитания детей дошкольного возраста являются такие праздники как День защитника отечества и 8 Марта. Традиционные календарно-обрядовые праздники: Рождество, Масленица, Пасха с использованием фольклора, элементов обрядов, народных игр позволяют формировать гендерную идентичность дошкольников.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях детского сада

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер»  затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности....

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).Причины:...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Педсовет на тему: «Гендерное воспитание в условиях детского сада»

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представи...

Консультация для родителей " Гендерное воспитание в условиях детского сада".

В данном материале раскрывается тема гендерного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду....