малыш и живопись.консультация для родителей.
консультация

Огуреева Алла Борисовна

Наша задача - заинтересовать малыша рассматриванием художественных полотен, ввести его в мир искусства, а на себя принять роль экскурсовода.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Малыш и живопись .

Консультацию подготовила воспитатель Огуреева А.Б.


Вы читаете малышу и рассматриваете иллюстрации. В книжках персонажи четко прорисованы, понятен сюжет и незамысловатая цветовая гамма. А вот как подвести ребенка к восприятию художественной картины?

С живописными полотнами дело обстоит сложнее. Что изобразил творец, что хотел сказать, какие чувства хотел пробудить? Вопрос за вопросом тянется нитью, путая, цепляя, сбивая в клубок мысль нашего разговора. Хочется тут же рассказать и о самом художнике, и о том времени, в которое он творил, и об эпохе, которую изобразил, и о персонажах, что нарисовал, и о свете, и о перспективе и о… Стоп, скажем себе. Не будем пугать кроху понятиями композиции, эффектом освещения, конструкцией линий и художественными стилями. Наша задача - заинтересовать малыша рассматриванием художественных полотен, ввести его в мир искусства, а на себя принять роль экскурсовода.
Материал для занятий.
Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.
Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.
Как проводить занятие.
Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два - три раза в день. Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.
Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку.
Основная цель занятия.
Основная цель – пробудить интерес малыша к более подробному рассматриванию репродукций. Он должен захотеть сам взять их в руки и начать разглядывать. Вы же в свою очередь постарайтесь сопротивляться: показали открытки и быстро убрали со словами: «В следующий раз ты их снова увидишь».
Когда малышу станет в нетерпеж, попросите его выбрать одну открытку, а остальные уберите и начните внимательно рассматривать ее, задавая акцентирующие вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делает этот человек?», «Где он находится?», «Какое у него настроение?». Ваша беседа не должна напоминать допрос: вопрос – ответ, а диалог. «Да, нарисован дом, старый дом, вон какие потемневшие от времени бревна, покрытие крыши – черепица, облетела местами. Я еще и другие домики в отдалении разглядела. Ты их видишь?»
В следующий раз вы снова раскладываете виденные ребенком открытки и предлагаете выбрать только одну открытку, чтобы подробно ее рассмотреть и поговорить о ней. Длится ваш диалог не больше пяти минут. После ваших бесед – рассматриваний должна ощущаться какая-то недосказанность, ребенок словно вовлекается в мир живописи и потом, не успев в полной мере насладиться ею, с нетерпением ожидает следующей беседы - занятия.
В общей сложности ваши «занятия по живописи» занимают от силы 5 - 10 минут в день.
Расширение кругозора ребенка.
Знакомя малыша с новыми понятиями и словами, произносите их четко, делая секундную паузу. «Это старинный замок…, а это рыцарь в доспехах… на лошади надета сбруя…» Не нужно объяснять, для чего нужны шлем, щит или седло, иначе ваши объяснения запутают ребенка,  он потонет в потоке информации, не поймет, занятия растянутся, малыш устанет. Кончиком карандаша показывайте новый для малыша объект и четко называйте его.
Вхождение в картину, оживление
Каждое занятие можно завершать сказочным путешествием в… картину. Скажем, вы рассматривайте зимний пейзаж. Предложите малышу войти вовнутрь репродукции. Пусть он почувствует легкий ветерок, обдувающий волосы, вдохнет морозный воздух, сощурится на ярко-холодное солнышко, услышит скрипящий снег под ногами, зайдет за угол дома и что-то увидит там...
Если на картине изображены люди, поинтересуйтесь у малыша, какие чувства и эмоции они испытывают. Как дальше развернутся события, изображенные на полотне?
Игры по картине.
Взяв в руки репродукцию, можно придумать с десяток увлекательных игр. Показывая новую картину, поинтересуйтесь у малыша, если бы он был художником, то как бы ее назвал? А что можно увидеть в котомке этого мальчика? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой тщательностью написанной художником? А почему у этой собаки такой печальный вид, что с ней случилось? Посмотрев, в течение минуты на натюрморт, отвернуться и перечислить, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли носить персонажи, нарисованные на картине? Рассматривая костюмы на исторических полотнах, можно соорудить нечто похожее из одежды мамы и папы, походить в этом. Насколько комфортно чувствовали себя фрейлины в платьях со шлейфом и маркизы в развивающихся плащах?

Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.
Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и его слушательница должна по описанию догадаться, о какой репродукции идет речь.
Речь ребенка.
Помимо знакомства ребенка с живописью, как одним из видов искусств, есть и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Рассматривание картин имеет несколько целей: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и речи ребенка.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Желаю Вам  и вашему малышу увлекательных путешествий   в мире  искусства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация малыша к детскому саду:советы родителям

Данный материал полезен для родителей, а также для педагогов. Даны  практические рекомендации,чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла  успешно....

Безопасность для малышей в сказках. Рекомендации для родителей.

Данная методическая разработка дана в помощь родителям. Прочитав эти рекомендации родители поймут, как правильно воспитывать безопасное поведение у своих детей, используя русские народные сказки....

Как приучить малыша к порядку. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Некоторые родители бьются над вопросом: как научить малыша к порядку?  Ведь надоедает постоянно собирать раскиданные игрушки, но иначе они заполнят  все пространство и в доме будет трудно пр...

"Ваш малыш плохо кушает" - консультация для родителей

Одна из наиболее распространённых проблем связанная с питанием и эффективные варианты решения данной проблемы....

Адаптация малыша в детском саду:советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребенка в детский садик, должна заранее продумать процесс помощи ребенку в адаптационный период.Есть несколько советов психологов и педаг...

"Малыш и музыка" консультация для родителей

quot;Малыш и музыка" консультация для родителей...