рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

материал для родителей по лексической теме"Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_zimnie_zabavy.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей!

Уважаемые родители!

Тема этой недели «Зимние забавы»

(средняя группа)

Познакомить детей с зимними развлечениями. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

1.Формирование целостной картины мира

Словарь:

Существительные: зима, снег, лед, снеговик, санки, лыжи, палки, снежинка, снежки, коньки, лыжник, каток, горка, мороз, морковка, метла, ком, крепость.

Прилагательные: морозный, холодный, крепкий, скользкий, белый, твердый, , красивый, забавный, высокий, низкий, скользкий, белый, новый, красивый, быстрый.

Глаголы: ездить, скатываться, сьезжать, лепить, строить, ломать, кидать,скользить, смотреть, люьить, нравиться.

Расскажите ребенку, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выясните, в какие игры нельзя играть зимой и почему.  Что надевают дети для участия в зимних забавах.

2.Речевое развитие:

Загадки:

Белый толстый озорник
Носик — острая морковка
От тепла растает вмиг
Наш веселый…
(Снеговик)

Белый и холодный,

Ты не тронь его рукой!

В теплой ручке станет он водой.

(Снег)

Две полоски на снегу,
Оставляет на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)

Мы с бараньими рогами,
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)

Братца два заточенных
Мчатся по ледовой глади
Не туфли и не башмаки
Это зимние …

(Коньки)

Варежками соберу,

Белый шарик я слеплю.

Мы с ним оба шутники,

Любим поиграть в …

(Снежки)

Игра: «Наоборот»

Снег черный- нет белый

Каток близко-нет далеко

Санки старые- нет новые

Снеговик горячий- нет холодный

Морковь фрукт- нет овощ

Дед Мороз молодой- нет старый

День летний- нет зимний

Ребенок грустный- нет веселый

Снега мало- нет много

Прочтите ребенку рассказ, задайте вопросы.

«Про снежный колобок»

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап, кап-кап - вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

Н.Калинина

Вопросы:

Как называется рассказ?

Что делали ребята во дворе?( Гуляли, лепили снежную бабу)

 Что делал Алеша? (Слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот.)

Дальше что случилось? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)

Почему снежный колобок оказался в кармане Алешиной шубы?( «Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман»)

Что делали Алёша и ребята, когда пришли в детский сад с прогулки?( Повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.)

 Что случилось с колобком ? (Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.)

 А колобок где?- спрашивает автор. Снежный ком из снега, в тепле снег растаял.

 Выучите с ребенком  любое стихотворение:

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,

 А Сережа на дорожке

 Воробьям бросает крошки.

3. Александрова

Вся земля в снегу,

 Я на лыжах бегу,

 Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой.

 А. Введенский

Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки... Рукавички на руках,

 Шапка на макушке...

С. Черный

Дополнительный материал для чтения: А.Блок «Ветхая избушка», Л.Толстой «У Миши были сани», З.Александрова «Зимняя песенка», А.Введенский «На лыжах», О.Высотская «Снежный кролик», Л.Толстой «Была зима», К.Д.Ушинский «Из детских воспоминаний», Л.Воронкова «Хитрый снеговик».

3.Художественно-эстетическое развитие

Лепка .Рассказать детям о том, что в мягкую не очень морозную погоду снег хорошо лепится, что ему можно придать любую форму. Материал: снег, разноцветная вода. Описание: надо слепить из снега большой ком или любую снежную фигуру.Заглаживая его со всех сторон руками, придать нужную форму и облить несколько раз подкрашенной водой. Вместе с ребенком придумать название снежной фигуры.

Упражнение «Скатай снежный ком». Материал: карандаш и белый лист бумаги. Дети обводят по точкам круг с увеличением диаметра- по типу улитки.

4. Познавательное развитие (математика)

Упражнять детей в счете до пяти, познакомить с цилиндром и шаром. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

Игра «Сосчитай»

1 снеговик, 5 снеговиков

1 зима, 5 зим

1 сугроб, 5 сугробов

1 санки, 5 санок

1 палка, 5 палок

1 крепость, 5 крепостей

1 горка, 5 горок

1 коньки, 5 коньков

1 морковка, 5 морковок

Конструирование: «Собери снеговика».Материал:вырезать из бумаги три круга разных размеров(большой, средний, маленький). Ребенок по образцу или по представлению собирает снеговика и рассказывает, каких деталей не хватает, описывает их.

5. Игры малой подвижности 

Наконец пришла зима, (руки в стороны)

 Стали белыми дома, (домик над головой)

 Снег на улице идёт – (движение рук сверху вниз)

 Дворник улицы метёт. (имитация)

 Мы катаемся на санках, (приседание, руки вперёд)

 Пишем на катке круги, (руки за спину, повернуться вокруг себя)

 Ловко бегаем на лыжах (имитация)

 И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)

(старшая группа)

Расширить и закрепить уже имеющиеся  представления  детей о зимних забавах.

1.Формирование целостной картины мира

Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, палки (лыжные), хоккей, клюшка, шайба

Прилагательные: лыжный, быстрый, зимний, скользкий, липкий, рыхлый, ловкий.

Глаголы: упасть, лепить, сгребать, заливать, разгоняться, отталкиваться, лепить, скользить.

Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть зимой, что  нужно для зимних игр. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с изображением снаряжения для зимних видов спорта, попросите ребёнка показать, на каких изображены фигурное катание, хоккейный матч, лыжные гонки. В качестве экскурсии сходите с ребенком в парк, на зимний стадион, где следует обратить внимание на то, какими зимними видами спорта или зимними забавами заняты дети.

2.Речевое развитие        

Загадки:

Мост, как синее стекло-

Скользко, весело, светло!

(Лед)

Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота все бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре!

(Хоккей)

По снегу покатите-

Я подрасту.

На кострее согреете-

Я пропаду.

(Снежный ком)

Я похожа на семерку,

С хоккеистами дружу.

Я всегда им помогаю

Забить шайбу налету!

(Клюшка)

 

Прочтите ребенку рассказ, задайте вопросы, прочтите еще раз и предложите ребеку пересказать его.

«Поезд»

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины к Мишенным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит : ту-ту! – он машинист. Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за веревочку и приговаривает: чух-чух… чух-чух…. Значит он паровоз.

 Я.Тайц

Вопросы:

О чем говорится в этом рассказе?  (О том что у всех были санки и лишь у одного папы не было санок).

- Как начинается рассказ? (Везде снег и у всех ребят есть санки).

-Как у ребят получился поезд? (Папа взял санки и зацепил их друг за друга).

-Кто был машинистом? (Миша, он кричал: ту-ту!)

-Кто был кондуктором? (Маша, она кричала: ваши билеты?)

-А кто паровоз? (Папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух).

Игра «Исправь ошибку»

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.
Зимой дети загорают. Зимой катаются на велосипеде.

Выучите с ребенком  любое из понравившихся произведений:

На санках

 В теплых шубах и ушанках Снежной зимнею порой

 Детвора на быстрых санках Вихрем мчит с горы крутой.

 На ветру ребячьи лица Разгорелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится, Пусть мороз сердитый злится — Все ребятам нипочем!

Н. Белякова

Снеговик

Выпал снег.

Зима кругом,

 Я скатаю снежный ком.

Ком на ком и сверху ком.

Станет снег снеговиком.

Рот, и нос, и две руки,

 И глазенки-угольки.

 Е. Коркина

Скороговорка:

Снегопад, снегопад!

Доставайте снегокат.

И с высоких гор спускайтесь,

С удовольствием катайтесь!

Дополнительный материал для чтения:Н.Носов «На горке», Ф.Грубин «Горка», И.Суриков «Детство», В.Осеева «На катке».

3. Художественно-эстетическое.

Рисование: «Зимние забавы» Материал: белый лист бумаги и цветные карандаши. Порядок выполнения работы: Вспомнить одно из самых любимых зимних развлечений, придумать картину, которую можно было бы к нему нарисовать.  

4. Познавательное развитие (математика)

Упражнять детей в счете до десяти, закрепите представление о треугольниках и четырехугольниках. Вспомните названия дней недели.

На улице слепите снежные комки, пусть ребенок их посчитает с закрытыми глазами.

Игра «Сосчитай»

1 шайба, 5 шайб

1 лыжник, 5 лыжников

1 ребенок, 5 детей

1 клюшка, 5 клюшек

1 сугроб, 5 сугробов

1 каток, 5 катков

1 снежинка, 5 снежинок

1 лыжница, 5 лыжниц

1 месяц, 5 месяцев

Конструирование: «Снежинки».

Материал: счетные палочки.

Порядок выполнения работы: попросите ребенка отсчитать 6 палочек и построить снежинку на столе из шести лучиков. Спросите ребенка, а как можно снежинку сделать еще больше. Надо взять еще 6 палочек и добавить их к лучикам.Потом пусть ребенок отсчитает 8 палочек и построит снежинку из восьми лучиков.

5. Игры малой подвижности

«Что нам нравиться зимой?»
Что нам нравиться зимой? (хлопки)
Белые полянки (развести руки в стороны)
И на горке снеговой (поднять руки вверх, показать «горку»)
Лыжи или санки (ходьба имитирующая катание на лыжах)
Что нам нравиться зимой? (хлопки)

Мягкие сугробы (дети показывают сугробы)
Чтоб копаться день-деньской (имитировать копание снега лопатой)
Крепость делать чтобы (лепить снежки)
Что нам нравиться зимой? (хлопки)
Потеплей одеться (имитировать одевание одежды)
В шубке теплой меховой (похлопать ладошками по одежде)
На морозе греться (прыжки)

(подготовительная группа)

Закреплять и расширять знания детей о зимних забавах, рассказать о зимних видах спорта. Уточнить, как называются спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта.

1.Формирование целостной картины мира

Словарь:

Существительные: спорт, фигурист, хоккеист, спортсмен, бобслейл, сноуборд, биатлон, гонки, трамплин, олимпиада, соревнования, тренер, чемпион, судья, конькобежец, болельщик.

Прилагательные: быстрый, смелый, отважный, выносливый, спортивный, уверенный, здоровый, крепкий, ловкий.

Глаголы: заниматься, тренироваться, играть, кататься, стрелять, проигрывать, выигрывать, соревноваться, выступать, ездить, побеждать.

Побеседуйте с детьми о спорте, видах спорта, зимней олимпиаде:

Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми, крепкими? Как называются люди, занимающиеся физкультурой? Как называются люди, занимающиеся спортом? Чем отличается спортсмен от физкультурника? Какие виды спорта вы знаете? Где занимаются спортсмены? (Легкоатлетический манеж, гимнастический зал, теннисный корт, стадион.) Какие спортивные принадлежности и оборудование вы знаете? Как называются самые крупные соревнования спортсменов? (Олимпиада, чемпионат.)

Посмотрите вместе с ребенком  по телевизору спортивные соревнования по зимним видам спорта или сходите на зимний стадион.

Игра «Наоборот»

Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить — молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, рано — поздно, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться — плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало, закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло — темно, трусость — храбрость, плохо — хорошо, вдох — выдох; зло — добро, быстрый-медленный, первый- последний, зимний- летний, выигрывать-проигрывать.

«Кто что делает»

Ходит на лыжах - лыжник, лыжница;

бегает на коньках - конькобежец, конькобежка;

играет в хоккей - хоккеист, хоккеистка;

катается на коньках- фигурист, фигуристка;

Игра «Почему так назван»

Конькобежец - потому что бегает на коньках,

саночник - ...,

лыжник - ...,

сноубордист - ...,

хоккеист - ...,

фигурист - ...

2.Речевое развитие

Загадки:

Не легко её добыть,

Надо храбрым в схватке быть. Только тем она даётся,

 До последнего кто бьётся.

(Победа)

Он учит цели добиваться,

За олимпийский приз сражаться, В соревнованьях побеждать

И бодрость духа не терять.

(Тренер)

Ты этого спортсмена

Назвать бы сразу мог!

И лыжник он отменный,

 И меткий он стрелок!

(Биатлонист)

Пламя полыхает,

Пять колец сияют.

 Праздник для народа

Раз в четыре года.

Праздник тот спортивный, Древний, яркий, дивный.

(Олимпиада)

Маленький, удаленький

Громко кричит,

Судье помогает,

Устали не знает.

(Свисток)

Этот знак не продают,

А торжественно вручают.

 За спортивные успехи

 Им лишь лучших награждают…

(Медаль)

Прочтите ребенку русскую народную сказку «Снегурочка», задайте вопросы:

Снегурочка

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем?

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза.

Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

— Пойдем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать!

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

— Пойди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес.

Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.

Обернулись подружки — а Снегурочки нет.

Стали кликать они ее:

— Ay, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу откликнулось...

Вопросы:

Расскажи, как старик со старухой лепили Снегурочку?

Любили ли старик со старухой Снегурочку?

Какой была Снегурочка?

Как менялось настроение Снегурочки с приближением весны?

Куда пряталась Снегурочка от солнца?

Чему радовалась Снегурочка?

Куда позвали подружки Снегурочку?

Что делала в лесу Снегурочка с подружками?

Для чего разожгли в лесу костер?

Чем закончилась сказка?

Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? (Хороршие дети отцу и матери в радость.)

Выучите с ребенком  любое из понравившихся произведений:

Для здоровья важен спорт,

Чтоб болезням дать отпор.

Нужно спортом заниматься,

И здоровым оставаться!  

Светлана Олегова

Купить можно много: игрушку, компьютер,

Смешного бульдога, стремительный скутер,

Коралловый остров, (хоть это и сложно),

Но только здоровье купить невозможно.

Оно тебе в жизни всегда пригодится.

Заботливо надо к нему относиться.

Анатолий Гришин

Дополнительный материал для чтения: А.Пушкин «Зима!...Крестьянин, Торжествуя…», А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»,  Д.Хармс «Лыжная прогулка в лес»,

3.Художественно-эстетическое развитие

Лепка:«Снегурочка»

Материал:пластилин.

Порядок выполнения работы: разделить пластилин попалам и раскатать одну часть в колбаску, с одной стороны колбаску заострить. Это будет туловище (шубка). Другую часть разделить еще раз и одну часть смять пальцами в комок, а затем раскатать в колобок-голову. Из нескольких небольших колбасок сделать руки, шапочку, мех на шубке.

Рисование: «Я спортсмен»

Материал: карандаши и лист бумаги. Порядок выполнения работы: спросите ребенка какой зимний вид спорта ему больше всего нравиться и почему. Предложите нарисовать спортсмена сначало простым карандашом, а потом закрасить цветными.

4.Познавательное развитие (математика)

Упражнять в счете до десяти. Познакомить ребенка с пятиугольником и шестиугольником. Вспомните части суток: утро, день, вечер, ночь. Назвать зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

 

Игра: «Сосчитай»

1 фигурист, 5 фигуристок

1 болельщик, 5 болельщиков

1 клюшка, 5 клюшек

1 хоккеист, 5 хоккеистов

1 стадион, 5 стадионов

1 шайба, 5 шайб

1 олимпиада,5 олимпиад

1 тренер, 5 тренеров

1чемпион, 5 чемпионов

1 стадион, 5 стадионов

1 игра, 5 игр

1 свисток, 5 свистков

 Реши задачу: "На катке было 4 мальчика и столько же девочек. Сколько девочек было на катке?"

Конструирование: «Снеговик из двух шаров»

Материал: ¼ листа картона для полянки, пять полосок бумаги белого цвета для снеговика шириной 3см длинною 21см, клей.

Порядок выполнения работы: все полоски сложить попалам, чтобы определить их середину.склеить их по две крест- накрест. Свободные концы завернуть в кольцо и склеить. Пулучившиеся два шарика склеить и приклеить к листу- лужайке. Оставшуюся полоску сложить попалам два раза и разрезать по линиям сгиба. Две части- руки снеговика закруглить с одной стороны и приклеить на нижний шар. Нарисовать глазки и улыбку. Нос- морковку вырезать из оранжевой бумаги острый треугольник, загнуть его короткую сторону и приклеить.

5. Игры малой подвижности

Мы бежим с тобой на лыжах    ( Дети “скользят” шагают, ходят на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет    ( “Скользят”, делая поочередно ногами)  

А потом – на коньках,                (руки за спиной “бегут” на коньках) 

Но упали мы. Ах!                       ( приседают)

А потом снежки лепили,             (Показывают, как лепят снежки )

А потом снежки катили,              (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали                  (приседают)

И домой побежали                        ( бегут по кругу)

Используемая литература:

*Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»

*Л.В.Лебедева, И.В.Козина «Лексические темы по рзвитию речи дошкольников»

*С.В.Бойкова «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей»

*Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для самых маленьких»

*Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»

*И.А.Помораева,В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»

*Е.В.Саллинен «Занятия по изобразительной деятельности»

*Т.И.Бобкова, В.Б.Красносельская «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР»

*О.С Ушакова «Занятия по развитию речи для детей»

*О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Зимние игры и забавы"

Рекомендации  "Зимние игры и забавы"...

Рекомендации для родителей по теме "Зимние забавы"

Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы "Зимние забавы"....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы"

Выполнение домашних заданий является огромной помощью учителю-логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям учителя-логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повсе...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы"

Рекомендуемые упражнения для закрепления материала по пройденной лексической теме....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Зима. Зимние забавы"

Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, м...

Методическая разработка "Рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы""

Даны рекомендации родителям по лексической теме "Зимние забавы"...