перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Бахирева Ольга Федоровна

перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rab_s_rodit_na_god.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Работа по патриотическому воспитанию детей будет успешной только при активном содействии родителей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей, размещённая в родительском уголке, проведение консультаций и бесед на патриотическую тематику, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Проводятся конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, организуются выставки детского творчества.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Сентябрь

Наглядная

педагогическая информация

Папки-передвижки:

«День защитника Отечества»,

«9 Мая – День Победы»

Памятки для родителей:

«Известные люди нашего города»,

«О воспитании у детей любви к родному краю».

Февраль

Май

Ноябрь

Апрель

1 раз в квартал

Консультирование

«Как воспитать будущего гражданина»,

«Значение произведений художественной литературы в патриотическом воспитании»

Октябрь

Март

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Фотовыставка «Мой дом природа» из цикла «Отдыхаем всей семьей на природе».

Выставка альбомов «Обо мне».

Выставка семейного рисунка. Рисуют родители. Тема: «Каким я вижу своего ребёнка через 15лет».

Фотовыставка: «Наши прабабушки, бабушки, мамы».

Совместный поход в краеведческий музей

Совместный труд на субботнике по уборке участков детского сада «Марафон добрых дел»

Фотовыставка: «Где мы бывали с семьей»

Выставки рисунков «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец».

В течение года

Дни открытых

дверей

Участие родителей в групповых занятиях

Март

Беседы-консультации

Из цикла отдыхаем всей семьей. Памятники нашего города.

Январь

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Сентябрь

Подготовительная к школе группа Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Сентябрь

Наглядная

педагогическая информация

Папки-передвижки:

«Как научить детей охранять природу»,

«Достопримечательности нашего края»

Памятки для родителей:

«О воспитании любви к Отчизне»,

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»,

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».

В течение года

Консультирование

«Воспитание юного патриота в семье»

«Патриот воспитывается с детства»

«Прогулки с детьми по городу»

Октябрь

Декабрь

Апрель

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Конкурс «Дары природы» (поделки из природного материала).

Изготовление альбомов:

«История родного города»

«Памятные места города Донецка»

«Наша армия родная».

«Клуб выходного дня. Читаем вместе. Детская литература о любви к Родине»

Участие в организации выставки рисунков

«Героям – слава!»

Сентябрь

Октябрь

Январь

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

День открытых

дверей

Участие родителей в групповых занятиях

Май

Беседы-консультации

«Вместе с ребёнком гуляем по городу»

Сентябрь

Праздники, досуг, развлечения

«День знаний»

Осенняя мини-олимпиада

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Спортивный праздник «А ну-ка, парни!»

Праздник «Поздравляем наших мам»

«Праздник Победы»

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Патриотическое

воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье

(рекомендации для родителей)

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так учитель должен

заботиться о воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное

человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребёнка, а точнее – в семье.У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжёлую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов» (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без «кулаков» и т.д.).

В характере девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать также, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором ребёнок живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребёнок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить детей с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним толерантное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе оживотных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на её красоту и

разнообразие, на её особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него –родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!».
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернется против вас самих.
  • Как можно раньше откройте в своем ребёнке умение проявлять позитивные эмоции, он станет вашей надеждой и опорой в старости!

                              Памятка для родителей

по патриотическому воспитанию дошкольников

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Анкета для родителей

по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине? _______________________________________

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребёнком темы, связанные с патриотизмом? __________

3. Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре? ____________________________

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит? _________________________________________________________________

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___________________________

6. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? _____________________

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? ________________________

8. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка? _____________________________________________________________________________

9. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ____________________________

_____________________________________________________________________________

10. Назовите Новороссийскую символику? ________________________________________

11. Знаете ли Вы, какие произведения, воспитывающие воспитывать патриотические чувства, можно прочитать детям? _____________________________________

12. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ________________________________

13. Какие народные праздники Вы знаете? _________________________________________

14. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? _________

15. Прививаете ли Вы любовь к Родине своему ребёнку? Да. Нет. Почему? _____________________________________________________________________________

Консультация для родителей

Патриотическое воспитание дошкольников

Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да, дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что-то новое о малой или большой Родине, других странах.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на её красоту и разнообразие, на её особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

ВЫУЧИТЕ С ДЕТЬМИ

Т. Бокова

Родина

Родина слово большое, большое.

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина.

ПОСЛОВИЦЫ

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за нее постоять.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Александрова З. «Родина»

Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран»

Жариков А. «Юнбат Иванов»

Жаров А. «Пограничник»

Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»

Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша древняя столица»

Крылов Я. «Трехцветный флаг»

Ладонщиков Г. «Наша Родина»

Лермонтов М.Ю. «Бородино»

Махотин С. «Этот дом со скрипучем крыльцом»

Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета», «Родина»

Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей»

Степанов В. «Родные просторы»

Яковлев Ю. «Мама», «малая Родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию детей

План составлен для систематизации рабрты с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию....

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию.

План работы на учебный год по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников на 2017 - 2018 уч. год

С целью вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий и разнообразных форм работы с...

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию в старшей группе.

Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей....

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию

План для работы с родителями в старшей группе...

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие с родителями по данной теме способствует развитию, эмоционального, ...

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию старших дошкольников...