Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию старших дошкольников
материал (подготовительная группа)

Шальнова Лариса Викторовна

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotasroditelyami_shalnova_l.v.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 130»

Программа социального партнёрства с семьёй

                                                   (сроки реализации 3 года)

Выполнила:

воспитатель Шальнова Л.В.

                                                             г. Дзержинск

Содержание

1.Пояснительная записка …………………………………………………………3

2. Актуальность …………………………………………………………………...3

3.Цель программы ………………………………………………………………...3

4.Задачи программы ………………………………………………………………3

5 Формы  взаимодействия  . ………………………………………………………4

6. Основные педагогические принципы………………………………………….5

7.Ожидаемые результаты программы ……………………………………………6

8.План работы с родителями (средняя группа)…………………………………..6

9.План работы с родителями (старшая группа)…………………………………8

10. План работы с родителями (подготовительная группа)……………………11

11. Результативность ……………………………………………………………..14

12.Литература …………………………………………………………………….15

Пояснительная записка

        Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Актуальность.

        С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

                Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.                                                                                                                                                         Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум».

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

        В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

        Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана  программа социального партнёрства  по работе с родителями.

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя  интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
  •  объединить усилия для развития и воспитания детей;
  •  приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Для реализации программы используются следующие формы  взаимодействия  с  родителями:

  • Информационно -  аналитические:
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Почта одного дня
  • Познавательные:
  • Родительские собрания
  • Круглые столы
  • Консультации
  • Родительский совет
  • Совместное создание предметно-развивающей  среды
  • Дни добрых дел
  • Индивидуальные блокноты
  • Наглядно - информационные:
  • Буклеты
  • Листовки
  • Фотовыставки
  • Библиотека-передвижка
  • День открытых дверей
  • Медиатека
  • Индивидуальные задания для родителей
  •   Досуговые:
  • Праздники и развлечения
  • Выставки, творческие конкурсы
  • Выставка семейных коллекций

Основные педагогические принципы.

        В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Ожидаемые результаты программы.

  •  Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  •  У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • Сформируются  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников

на 2016-2017 гг. средняя группа

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Сроки

 1

Анкетирование

«Давайте познакомимся»

Уточнить сведения о детях и родителях

Сентябрь

2

Анкетирование

«Воспитание патриота в семье»

Оптимизировать воспитательный процесс и выявить степень осведомленности родителей

Сентябрь

 3

Стенд для родителей

«Мы здесь живём»

Установление партнерских

отношений  между всеми

участниками образовательного

процесса

Сентябрь

 4

Картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе 

Стихи и загадки о профессиях»

«Стихи о Родине»

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Октябрь

 5

Консультация

«Воспитание патриотических чувств через формирование  любви к родному краю».

Предполагает

сотрудничество семьи  с педагогом в творческой деятельности по решению

новых проблем, что способствует воспитанию подлинного,

самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта

Октябрь

  6

Буклет

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Помочь родителям найти решения проблемы

Ноябрь

 7

Родительское собрание

«Воспитываем будущего гражданина»

Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Ноябрь

 8

Консультация

 «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей

Декабрь

 9

Памятка

«Как воспитать маленького патриота»

Формирование обобщенного представления родителей о  патриотическом воспитании дошкольников

Декабрь

 10

Праздник

«Здравствуй, ёлочка!»

Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Декабрь

 11

Мастерим дома

Изготовление поделок на городскую ёлку

Вовлечение родителей творческую деятельность

Декабрь

 12

 Обновить родительский уголок статьей

«Грипп, профилактика сезонного гриппа, вакцинация»

Познакомить родителей  с мерами по профилактике гриппа

Январь

13

Акция добрых дел

«Доброе сердце»

Вовлечение родителей и общественных организаций в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве.

Январь

 14

Фотовыставка

«Мой выходной день»

Обмен опыта семейного отдыха, установление дружеских отношений среди родителей группы.

Февраль

 15

 Зимнее оформление участка

«Наш участок»

Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке

Февраль

16

Почта одного дня

«Вы спрашиваете, мы отвечаем»

Привлечение родителей к совместной работе

Февраль

17

Стенгазета

 «Мама милая моя!»

Развитие творческого потенциала семей

Март

18

Буклет

"Растим патриотов своей страны"

Полезная информация для родителей

Март

19

Альбом

«История нашего города»

Формирование семейных традиций.

Март

20

Конкурс  поделок

«Пасхальный  колокольчик»

Развитие творческого потенциала семей

Апрель

21

Праздник

«Встреча Весны»

Показать  родителям результаты воспитания и развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Апрель

22

Субботник

«Наша клумба»

Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке

Апрель

23

Марш

«Бессмертный полк»

Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника

Май

24

Встреча с ветеранами

«День Победы»

Воспитание патриотизма , чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Май

          Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников

на 2017-2018 гг. старшая группа

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Сроки

1

Дискуссионная беседа

«С чего начинается патриотизм?»

Повысить образовательные и теоретические знания по

этой проблеме у мам и пап;

помочь родителям сохранить и развить любознательность

детей в совместных мероприятий.

Сентябрь

 2

Оформление стенда

«Юный патриот»

Продолжать  способствовать формированию  любви к своей родине и твердой гражданской позиции.

Сентябрь

 3

Мини-музей

«Народно-прикладное искусство»

Организовать развивающую среду ДОУ для более целостного восприятия 

Октябрь

 4

Консультация

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Показать родителям роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании.

Октябрь

 5

Памятка

«Известные люди о воспитании любви к природе»

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Ноябрь

 6

Родительское собрание

«Гражданин воспитывается с детства»

Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания.

Ноябрь

 7

Привлечение родителей к совместному труду

День добрых дел «Снежные постройки».

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада

Декабрь

 8

Папка - копилка

«Бабушкины советы»

Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.

Декабрь

 9

Творческий конкурс

«Мастерская Деда Мороза»

Формировать общность интересов воспитанников и их семей в творческой деятельности. Выявлять и поддерживать семьи, активно участвующие в жизни

детского сада.

Декабрь

 10

Праздник

«В гости к Деду Морозу»

Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Декабрь

 11

Конкурс поделок

«Рождественский вертеп»

Вовлечение родителей в творческую деятельность детского сада

Декабрь

 12

 Обновить родительский уголок статьей

«Грипп и его осложнения»

Познакомить родителей  с мерами по профилактике гриппа

Январь

13

Буклет

«Россия – страна в которой мы живем»

Помочь родителям найти решения проблемы

Январь

 14

Акция

«Покорми птиц»

Продолжать работу по охране природы, развитие патриотических чувств и социальной значимости, включение родителей в процесс.

Февраль

 15

Зимнее оформление участка

«Сказочный теремок» 

Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка

Февраль

16

Фотоколлаж

 «Милая мамочка моя»

Показать важность участия мамы в воспитании ребенка

Март

17

Листовка

«Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей - важный путь патриотического воспитания»

Информировать родителей о работе детского сада по формированию у дошкольников экологической культуры

Март

18

Проведение совместного мероприятия

«Вместе с мамочкой моей»

Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери , создавать копилку общих воспоминаний

Март

19

Викторина

«Россия – родина моя»

Формировать умение взаимодействовать друг с другом.

Март

20

Городской конкурс

«Солнышко в ладошках»

Возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения

Март

21

Акция

«Посылка солдату»

Создание условий для реального объединения детей, родители воспитанников, в процессе социально полезного дела.

Апрель

22

День открытых дверей

«Весенняя прогулка»

Познакомить родителей с содержанием прогулки

Апрель

23

Субботник

«Пусть наш город будет чистым!»

Совместное создание комфортных условий  на групповом участке, принять участие в озеленении и благоустройстве.

Апрель

24

Оформление стенда на летний период

«Здравствуй, лето!»

Проинформировать родителей о вопросах на летний период времени

Май

25

Телефон доверия

«Ошибки и секреты деловых родителей».

 Мотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях

Май

Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников

на 2018- 2019 гг. подготовительная группа

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Сроки

 1

Вечер воспоминаний о лете детей и родителей.

«Как я провёл лето?»

Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.

Сентябрь

2

Практикум для родителей

«Осенний калейдоскоп».

Вовлечь родителей в совместное творчество с детьми. Призывать их развивать творческие способности своих детей.   

Сентябрь

 3

Создание пособия

Макет « Нижегородская ярмарка»

Повышение эффективности педагогической деятельности в познавательном развитии детей посредством использования игрового дидактического пособия

Сентябрь

 4

Реклама (книг, статей, журналов)

«Патриотическое воспитание детей»

Оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей.

Октябрь

 5

Консультация

«Мой город – капелька России»

Предполагает

сотрудничество родителей воспитанников  с педагогом в творческой деятельности по решению

новых проблем, что способствует воспитанию подлинного,

самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта

Октябрь

6

День добрых дел

«Пусть будет теплой осень жизни! ...» (ко дню пожилого человека).

Воспитание чувства любви и уважения к своим близким.

Октябрь

7

Фестиваль

«Растим чемпионов»

Популяризация семейных ценностей и развитие различных форм семейного художественного творчества.

Октябрь

  8

Буклет

«Воспитание основ гражданственности у дошкольников»

Помочь родителям найти решения проблемы

Ноябрь

 9

Родительское собрание

«Воспитание любви к родному городу»

Мотивация родителей к взаимодействию с работниками ДОУ

Ноябрь

10

Открытое мероприятие

«День толерантности»

Воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения. 

Ноябрь

 11

Игра

«Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма

Декабрь

 12

Памятка

«Воспитание любви и уважения к родному городу»

Формирование обобщенного представления родителей о  патриотическом воспитании дошкольников

Декабрь

 13

Консультация

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

Повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей

Декабрь

 14

Марафон добрых дел

«Покормите птиц зимой!»

Привлечения  внимания  к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.

Декабрь

 15

 Листовка

«Домашние рассказы»

Информировать родителей о работе детского сада по формированию у дошкольников патриотических качеств

Январь

16

Совместная экскурсия в музей

«Русская изба»

Формировать представления о культурных традициях русского народа.

Январь

 17

Фотовыставка

«Мой родной город»

Показать живописные уголки родного края. 

Февраль

 18

Викторина

«Знаете ли вы свой город»

Дать возможность родителям ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения ребёнка с близкими взрослыми, сопричастности к историческому прошлому и настоящему города.

Февраль

19

Встреча (музыкальная школа)

«Я – артист»

Совместная деятельность участников социального взаимодействия

Февраль

20

Досуг

«Папа, мама, я -спортивная семья»

Привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга

Февраль

21

Акция

 «Письмо ветерану»

Содействие преемственности поколений.

Март

22

Буклет

 «На пути к школе».

Формирование  активной педагогической активности родителей; ознакомление родителей с психолого-педагогическими знаниями; вовлечение родителей в активное воспитание детей.

Март

23

Выставка совместных  детско-родительских  работ

«Миру – мир, войны не нужно!»

Повышать мотивацию воспитанников на создание качественных и аккуратных работ, систематизировать и обобщить знания у  воспитанников

Март

24

Городской конкурс

«Солнышко в ладошках»

Возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения

Март

25

Конкурс  поделок

«Пасхальный колокольчик»

Развитие творческого потенциала семей воспитанников

Апрель

26

Праздник поэзии «День чтения »

«Пасха – красная»

Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно- речевом и художественно- эстетическом развитии.

Апрель

27

Опрос

«Ваши пожелания и ожидания»

Социологический опрос родителей по вопросу патриотизма.

Апрель

28

Субботник

«Экологический десант»

Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке

Апрель

29

Марш

«Бессмертный полк»

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора.

Май

30

Создание фильма-презентации

«Эхо Великой войны в моей семье»

Увлечь родителей педагогическими знаниями, вызывать интерес вопросом воспитания.

Май

31

Тематическая встреча (городская библиотека)

«Наши ветераны»

Посещение культурно -досуговых мероприятий, организация преемственной связи с библиотеками.

Май

32

Оформление стенда

«Помню и горжусь»

Использование потенциала уголка в образовательной деятельности детского сада

Май

                                                                     Результативность

  • Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • Сформировались  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Литература

  1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  2.  Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. -- №2.
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. / М. Д. Маханева -- М.: Сфера, 2010 - С. 7.
  4. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. -- К.: Сфера, 2013. -- С. 22.
  5. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14. - (Социально- коммуникативное развитие)
  6. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие

оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А.

Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007

— №3. — С.87-94.

  1. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:

Методичекий аспект /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005 - 80

  1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
  2. Мартынович В. А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие

ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным

учреждением. — 2005 — №2.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников на 2017 - 2018 уч. год

С целью вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий и разнообразных форм работы с...

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию в старшей группе.

Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей....

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников на 2018 – 2019 гг.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию в старшей группе...

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию старших дошкольников Подготовительная группа.

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию старших дошкольников...