Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе/
методическая разработка (подготовительная группа)

Голубева Елена Александровна

Скажите, пожалуйста, что вы считаете подготовкой к школе? И как узнать, что ребенок готов к школе, что он должен уметь и знать?

Ребенок, переступив порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному, социальному развитию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.motiv_.gotov_._k_shkole.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивационной готовности

дошкольников к обучению в школе

Скажите, пожалуйста, что вы считаете подготовкой к школе? И как узнать, что ребенок готов к школе, что он должен уметь и знать?

Ребенок, переступив порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному, социальному развитию.

Одним из главным звеном подготовки к школе, является формирование личностных качеств:

Cоциальная готовность – потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе.

Чрезвычайно важно своевременно позаботиться о нравственно- волевой подготовке ребёнка к обучению в школе. Ребёнок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание следует уделять ей в старшем дошкольном возрасте.

Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умение и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения, это новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения, основываются на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.

Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у ребёнка чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительная модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности для его обучения.

Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учёбе.

ребёнок не старателен, не хочет выполнять домашние задания, не усидчив, быстро утомляется)

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально – волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, конфликты со сверстниками, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Необходимо выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течении установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Умственные способности ребенка. Это значит, что у ребенка должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:

Восприятие (цвет, величины, пространства, фигуры и т. д.)

Внимание – в этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание (когда интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может отсутствовать.

Память – зрительная, слуховая, произвольное запоминание

Мышление – дошкольник должен уметь делать простые обобщения, классификацию, сравнение, исключения.

Запас собственных знаний/ Сюда входит - речь, и всё то, что ваши дети знают

Еще в понятие о готовности к школьному обучению входит развитие мелкой и крупной моторики – формируется с раннего возраста через пальчиковые игры, манипуляцию с мелкими предметами, а в 6 лет начинаем формировать графомоторные навыки путем ряда упражнений:

Обводка клетки в тетради, вписывание в клетку различных фигур и элементов букв, рисование по клеткам. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней, «видеть клеточки» и четко вести по ним рисунок.

Штриховка – один из видов письма. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий, пробуют выполнить неотрывное соединение крючков, петелек, овалов.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свое село, главные достопримечательности села.

5. Страну, в которой живёт, имя и фамилия президента

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах

22. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Решение и составление арифметических задач.

23. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

24. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Мотивационная готовность складывается из:- положительных представлений о школе;- желания учиться в школе;- сформированной позиции школьника;- адекватной самооценки....

«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.

Программа формирования мотивационной  готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников....

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...

«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...

28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...

Игры на формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

 Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Заключается она в стремлении ребенка-дошкольника к получению новых знаний, в...