Главные вкладки

    Роль семьи в формировании нравственных качеств личности
    статья (подготовительная группа)

    Все начинается с семьи. именно родили, являясь первыми воспитателями своего ребенка. оказывают огромное влияние на формирование его как личности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi_v_formirovanii_nravstvennyh_kachestv_lichnosti.docx17.83 КБ

    Предварительный просмотр:

            Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

             Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ребёнок, даже ещё не умея говорить «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

    Нравственные потребности  в семье начинаются с отзывчивости, т. е.  способности человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание.

             Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная

    установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а

    приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с

    того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

                Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

    Таковы элементы нравственных потребностей.

    Также родители должны придерживаться законов нравственного воспитания:

    • Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку
    • Основы трудолюбия должны закладываться с детства
    • Ребёнок нуждается в ласке, похвале
    • Необходимо уважительное отношение членов семьи друг к другу.
    • В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для всех детей

    Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу

    Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу.

             Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. В семье прививаются первые чувственные отношения к своей малой Родине, к своему дому, улице, городу.

             Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

              Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.:

    Чем Проповедь выслушивать,

    Мне лучше бы взглянуть.

    И лучше проводить меня,

    Чем указать мне путь.

    Глаза умнее слуха,

    Поймут все без труда.

    Слова порой запутаны,

    Пример же – никогда.                                                                                                     Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому очень важно развивать их способности к сочувствию, сопереживанию. Важно обращать внимание ребенка на то, что чувствуют окружающие его люди, обогащать речь малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого, уважительного отношения к пожилым людям.

    Таким образом, семья - это   первая школа общения ребенка и основной фактор формирования его личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе

    Тематическое  планирование по формированию нравственных качеств личности  на основе литературных произведенийв старшей группе...

    консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»

    Консультация для воспитателей  «Формирование нравственных  качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности» Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педаго...

    Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника

    Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

    ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...

    Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников

    Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...