Консультация для родителей «Что же такое готовность к школе?»
консультация (старшая группа)

Крюкова Светлана Юрьевна

Крюкова Светлана Юрьевна

Воспитатель, высшая квалификационная категория;

МБДОУ ЦРР детский сад № 4 «Золотой ключик»

г. Константиновск, Ростовская область

 

Консультация для родителей «Что же такое готовность к школе?»

Готовность к школе – это не показатель развитости ребёнка, это, в первую очередь, определённый уровень его психофизиологической зрелости или зрелость эмоционально-волевой сферы.

Да, ребёнок может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» - на «готовность к обучению». Так вот, готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой и них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет готовность. Назовём эти компоненты так: «Ребёнок хочет учиться» (мотивационный компонент); «Ребёнок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

«Да, разве ребёнок может хотеть учиться?». На определённом этапе развития (в основном, к 7 годам) на первый план у здорового ребёнка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у ребёнка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря «заботливым» родителям, которые любую неуспешность ребёнка переводят во фразу «Как же ты, такой, в школе будешь учиться?!») – то он хочет пойти в школу.

«Да, он хочет пойти в школу!», говорят на приёме большинство родителей. И тут важно узнать представления ребёнка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей (уже лучше, но тоже далеко от учебной мотивации); будут заниматься (совсем близко, но не совсем то, что нужно). Когда ребёнок «хочет учиться», в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он ещё не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе (серьёзный повод задуматься родителям).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крюкова Светлана Юрьевна

Воспитатель, высшая квалификационная категория;

МБДОУ ЦРР детский сад № 4 «Золотой ключик»

г. Константиновск, Ростовская область

Консультация для родителей «Что же такое готовность к школе?»

Готовность к школе – это не показатель развитости ребёнка, это, в первую очередь, определённый уровень его психофизиологической зрелости или зрелость эмоционально-волевой сферы.

Да, ребёнок может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» - на «готовность к обучению». Так вот, готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой и них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет готовность. Назовём эти компоненты так: «Ребёнок хочет учиться» (мотивационный компонент); «Ребёнок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

«Да, разве ребёнок может хотеть учиться?». На определённом этапе развития (в основном, к 7 годам) на первый план у здорового ребёнка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у ребёнка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря «заботливым» родителям, которые любую неуспешность ребёнка переводят во фразу «Как же ты, такой, в школе будешь учиться?!») – то он хочет пойти в школу.

«Да, он хочет пойти в школу!», говорят на приёме большинство родителей. И тут важно узнать представления ребёнка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей (уже лучше, но тоже далеко от учебной мотивации); будут заниматься (совсем близко, но не совсем то, что нужно). Когда ребёнок «хочет учиться», в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он ещё не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе (серьёзный повод задуматься родителям).

С какими же трудностями сталкивается ребёнок при обучении в школе? Обучаться – это не играть, это значит трудиться. В большинстве случаев – это постоянная необходимость отложить своё «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребёнка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определённую зрелость эмоционально-волевой сферы. Здесь же можно говорить о готовности ребёнка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им, как необходимым. Весь школьный режим – это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям ребёнка, но их выполнение необходимо для успешной школьной адаптации.

Школа – это процесс социализации, поэтому успешность ребёнка в школе очень сильно зависит от уровня «социального интеллекта» ребёнка. «Социальный интеллект» - это способности ребёнка ориентироваться в социальных ситуациях, его умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками (в группе риска находятся застенчивые, робкие и стеснительные дети).

Успешность адаптации к школе напрямую связана с самостоятельностью ребёнка (в группе риска гиперопекаемые дети).

«Он у нас очень умный – со всем справится!». Часто родители под интеллектом понимают определённый уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребёнка. Интеллект – это, в первую очередь, способность использовать свои знания, умения и навыки, а ещё конкретнее, способность обучаться. Действительно, дети с большим багажом (хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребёнок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться - с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.

Прежде чем учить ребёнка бегло читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в развитии мелкой моторики, а ведь, первый класс – это письмо, и очень большая нагрузка на руку и пальцы. Очень важно реально оценивать способности своего ребёнка. Есть золотое правило, которое необходимо помнить: ребёнок всегда делает то, что ему нравится, а нравится ему делать то, что у него хорошо получается. Именно тогда он чувствует себя успешным и у него будет желание учиться. Если ребёнок по каким-то причинам не готов к обучению, лучше со школой повременить.

Отдавая ребёнка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ, футбол…, конечно, всесторонне развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это всё нравится, это является дополнительной нагрузкой. Не рекомендуется совмещать начало обучения в школе с какими-либо другими кружками и секциями. Лучше дать ребёнку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.

7 подсказок родителям будущих первоклассников:

1. Не ругайте ребенка при посторонних;

2. Хвалите за любое, даже маленькое достижение. Не допускайте частую ошибку многих родителей, рассуждающих: «Если ребенок что-то делает хорошо, в этом нет ничего особенного, это норма».

3. Предлагайте альтернативу, если что-то запрещаете. Но не ставьте условия слишком часто (если выполнишь задание быстро, то поиграешь в компьютерные игры). Это приведет к тому, что ребенок за всё выполненное начнет требовать взамен вознаграждение.

4. Старайтесь отвечать на все вопросы. Если сами не знаете ответа, поищите его вместе – в учебнике, книге, интернете.

5. Интересуйтесь делами своего ребенка. Проявляйте неподдельный интерес к проблемам своего чада.

6. Принимайте дома друзей своего ребенка. Дети, которые часто приглашают друзей в гости и сами не отказываются от приглашений, намного быстрее адаптируются в коллективе.

7. Не ждите невозможного! Большой успех вашего ребенка требует длительной борьбы за него. Прислушивайтесь к советам педагогов и выполняйте их рекомендации.

Как бы вам не хотелось, но ваш ребенок взрослеет, становится самостоятельным и вам нужно создавать все условия для развития этого качества. А пока – замечайте и радуйтесь самым маленьким победам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Психологическая готовность к школе"

Ребенок идет в школу, сколько волнений! Ведь школа- это шаг в будущее для ребенка и его родителей. Для родителей- это еще и сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто будет отводить и забирать ребенк...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность к школе — как залог успешного обучения."

В прикрепленном файле находится консультация для родителей дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу на тему: "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения". Она построена ...

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

Консультация для родителей на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению....

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе "

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...