Выступление на родительском собрании № 2 по теме «Развитие эмоций у детей 2-3 лет». Тема: «Организация детского экспериментирования дома»
статья (младшая группа)

Прохоренко Снежана Викторовна

Маленький ребёнок охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_doma.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белый медвежонок»

Выступление

на родительском собрании № 2

по теме

«Развитие эмоций у детей 2-3 лет».

Тема: «Организация детского экспериментирования дома»

                                                                                       

                                                                             Воспитатель: Прохоренко С. В.

с. Газ-Сале, 2019 г.

       Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку), попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика) .

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Несомненно, каждого родителя беспокоит вопрос о знаниях и уровне развития своего ребенка. Увы, при нашем скоростном ритме жизни, многие родители не могут уделить достаточно времени, что бы ответить на все вопросы маленького «почемучки». Вспомните, как часто на какой-либо вопрос вы отвечаете «Не знаю», «Потом», «Потому». Маленький любознательный человечек, не удовлетворившись вашими ответами, самостоятельно ищет ответы в мире мультфильмов, компьютера или просто придумывает. Ребенок «погружается» в море информации, по большей части ненужной. На самом деле, что бы ответить на многие вопросы вашего малыша и не потерять связи с ним, времени нужно не так уж и много. Вам на помощь придут опыты и экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Знаю, вы скажете, тут иногда и поговорить некогда, а вы про опыты. Да и не опасно ли? Ниже я попробую развеять некоторые страхи родителей по поводу экспериментирования.

Страх №1. У меня не хватит времени.

На первый взгляд, для такого вида познания, как эксперимент нужно много времени. Это не так. Конечно, чем старше ребенок, тем более сложные опыты с ним следует проводить. Но практически все опыты можно сделать из того, что у вас под рукой. Чаще всего ребенок остается с мамой. Забот у женщин, как известно, очень много – стирка, уборка и готовка – это самый необходимый минимум. Когда вы готовите, посадите своего лапочку за стол, предложите ему три бокальчика с водой и три мисочки с мукой, сахаром, солью (можно заменить на любую крупу). Пусть малыш растворит в воде эти продукты. Вам останется только по ходу задавать ему вопросы:

-Что растворилось у тебя быстрее?

-Везде прозрачная вода получилась? И т. д. Можно предложить немного попробовать соленую и сладкую воду, конечно, если вы брали чистую посуду и питьевую воду. Совсем маленький ребенок поймет, что сахар делает воду сладкой, соль – соленой.

Детям постарше предложите сосчитать фасолины, горошины, макаронины. Предложите положить в воду, и посмотреть, что с ними случиться. Главное, не забывайте сопровождать действия ребенка наводящими вопросами.

Страх №2. Потребуются сложные приготовления, компоненты.

Не отрицаю, что для детей старшего дошкольного возраста опыты нужно подбирать более сложные. Их крашеной водичкой не удивить. Но не обязательно вам потребуются сложные приготовления. Будем отталкиваться от того, что современный ритм жизни оставляет немного времени для свободной деятельности. Так же на кухне мамы могут предложить своим подросшим помощникам кусочек теста, дети любят лепить. Главное, не забывайте задавать деткам встречные вопросы:

-Какое тесто на ощупь?

-Что с ним можно делать?

-Какие продукты нужны для приготовления теста?

Добавьте в тесто пищевой краситель. Смешайте цвета. Получите зеленый, фиолетовый, оранжевый цвет теста путем смешивания красителей.

Не стоит забывать о папах. Особенно, если у вас мальчик. Отвертки, молоток, плоскогубцы – это же верх мечтаний практически всех мальчишек. Детям 2-3 лет предложите сравнить по длине инструменты, потрогать металлические, пластмассовые вещи, определить, какие легче. Позвольте ребенку карандашом постучать по различным предметам, сравните звук. Мальчикам постарше доверьте закрутить шуруп, попросите найти самую большую (маленькую) отвертку. Ваш малыш будет рад, и точно запомнит, для чего нужен тот или иной инструмент.

Страх № 3. Все интересные опыты опасны.

У вас любознательный малыш 4-6 лет. Конечно, нужно подготовки несколько больше. Но, если подумать, опасностей вокруг не так много, тем более, что рядом с маленьким исследователем находитесь вы. Находясь в ванной, предложите выдуть мыльный пузырь с помощью мыла, шампуня. Определите, из чего пузырь получился лучше, больше. Летом, если у вас есть огород, поливая растения, обратите внимание на впитываемость воды на солнце и в тени. Поставьте две одинаковые тарелки с водой на разную высоту, проверьте, одинаково ли нагревается вода. Вы уже знаете результаты, но дети – нет. Им это очень интересно, особенно, если именно ваш ребенок поможет подготовить необходимый материал.

Важно! При любом, даже простом опыте, вы должны присутствовать. Если вы хотите показать сложный опыт, обязательно обезопасьте ребенка и себя. Контролируйте весь процесс.

Страх № 4. Моему ребенку не интересны опыты.

Вы не замечали у вашего лапочки интереса к опытам? Ему больше нравиться рисовать, лепить, спокойно играть в комнате? Возможно, вы просто не пробовали заинтересовать ребенка. Пробовали, и не появилось желание продолжить? Причин может быть несколько.

1. Вы подбирали опыты не по возрасту. Или слишком сложные и ещё не понятные, или совсем простые.

2. У вас серьезное чадо. Дайте немного больше свободы, не теряя контроля над происходящим.

3. Поговорите с ребенком. Возможно, малыш боится вызвать ваше неодобрение. Скажите, что вы рады помочь. Предложите вместе проверить все его предположения и найти ответы на волнующие вопросы.

Страх № 5. Я не смогу придумать ни одного опыта.

Если вы хотите приметить метод экспериментов дома, не обязательно просиживать часы за компьютером или научными книгами в поисках темы для опыта. Просто понаблюдайте за своим ребенком. Ваш малыш сам подскажет, что хочет узнать. Вам останется немного проявить фантазии. Вспомните, что вы делали сами, что вас интересовало в детстве. Ведь, наше детство было интересно именно такими моментами. Уверена, вам есть, о чем вспомнить, и чем заинтересовать ваших мальчиков или девочек.

Плюсы экспериментирования.

Надеюсь, я смогла вас убедить, что экспериментирование – это достаточно простой и интересный метод обучения детей. Действенный способ заинтересовать малыша, особенно, если вы хотите обратить его внимание на какую – либо проблему.

Очень много экспериментов можно провести дома и с подручным материалом. За один опыт вы можете ответить на множество вопросов и закрепить знания самого малыша.

Разнообразные опыты помогут вам определить линию интересов вашего любознайки. Проводя эксперименты различной тематики, вы поймете, какая область интереснее вашему ребенку: химия, физика, биология.

Для проведения любого эксперимента все-таки необходимо хоть чуть-чуть, но подготовиться. Так как в большинстве случаев, ребенок сам не сможет этого сделать, взрослый будет знать, что затеял его непоседа.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.

Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.

В определенном возрасте у ребенка наступает момент, когда он пытается показать своё Я. Кто-то может назвать это кризисом 3-4 лет, или ещё как-то. Но в итоге мы видим ребенка, который делает все с точностью наоборот, чем вводит в панику и ужас всех родных и близких. Что делать? Ведь именно в таком возрасте мы начинаем объяснять, почему нельзя трогать розетку, почему газ – не игрушка, нож – острый, может порезать и другие важные вещи. Малыш нас слушает и только и ждет, когда мама и папа оставят его одного с такой красивой интересной розеткой, с таким длинным шнуром настольной лампы, блестящим ножом. От таких мыслей взрослым становиться жутко. Знакомая картина? Но и тут на помощь придут опыты. Что бы ваши слова об опасности проникли в понимание ребенка, не вызвали желание сделать наоборот, покажите ему, почему то или иное действие опасно. Только к таким экспериментам нужно подготовиться основательно. Не пожалейте времени. Результат этого заслуживает. Папам можно показать, что в розетке, в электрическом приборе живет Ток, который дерется и портит все вокруг, если его беспокоить понапрасну. Обезопасив себя и малыша, покажите действия воды на розетку, ведь наверняка у вас есть, что можно «принести в жертву». Увидев результат, ребенок точно запомнит, что ему лучше без взрослых не беспокоить Ток. Мамы познакомят ребенка с блестящим и серьёзным Ножом, который с легкостью готовит обед и ужин, режет овощи, хлеб. Но мы ведь не хотим оказаться вместо ужина? Если мама поломает и нарежет хлеб, попросит сравнить эти кусочки, малыш сразу увидит разницу. Предложите ребенку, только с вашей помощью, отрезать кусочек хлеба. Это окажется не так легко (понадобиться немного вашей хитрости). Потом можно уронить нож на какой-то предмет (продукт или просто разделочную доску). Покажите ребенку след от ножа. Узнав, что такой же разрез или рану малыш может себе получить, ваш любознайка уяснит, что нож опасен.

Советы по обустройству уголка экспериментирования дома.

Наверно, этот вопрос можно даже отнести к страхам родителей. По крайней мере, именно так мы отмахиваемся от данного метода: где выбрать место? Ответ – где угодно. Все зависит от того, чем вы занимаетесь, что хотите показать ребенку. Ванная комната отлично подойдет для опытов с водой, мылом, пеной. Двор или балкон – хорошее место для опытов с растениями, песком, камнями, глиной. Не стоит говорить, что сарай или гараж – царство металла, дерева, различных инструментов. В общем, везде можно экспериментировать, было бы желание!

Рекомендации по выбору экспериментов.

Вы согласны со мной, что экспериментирование – нужный и оправданный метод познания? Позволю себе дать несколько рекомендаций по выбору экспериментов для проведения их с детьми.

Во-первых, учитывайте возраст ребенка.

Не стоит ребенку 2-3 лет рассказывать, почему в крашенной воде цветок приобретает определенный окрас, но и ребенку 5-6 лет не стоит рассказывать, что сахар делает воду сладкой. Помните, всему своё время.

Во-вторых, учитывайте интересы вашего ребенка.

Я уже говорила, что экспериментирование может помочь вам определить, интересы малыша. А когда вы это определили, двигайтесь в данном направлении, усложняя опыты, углубляя знания. Если ребенку будет интересна какая-либо область – он сам попросит вас рассказать, показать ещё.

В–третьих, пусть опыт будет вам помощником.

Как говорилось выше, применяйте экспериментирование, что бы отвлечь, заинтересовать малыша, что даст вам возможность заниматься необходимыми делами, не отталкивая ребенка.

В-четвертых, пусть знания приносят радость!

Само времяпровождение с ребенком приносит удовольствие, усильте это чувство с помощью исследований. Только не надо заставлять вашего малыша. Если ребенок не хочет сегодня ничего узнавать, не настаивайте. Хорошего это не принесет, только расстроит и вас, и ребенка.

Удачи! Новых впечатлений и радости!

Воспитатель: Прохоренко С. В. _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Организация детского экспериментирования дома"

       Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания...

Организация детского экспериментирования дома

Данный материал поможет педагогам дошкольных организаций и родителям детей организовать увлекательное занятие - экспериментирование. Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ре...

Родительское собрание на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами....

"Организация детского экспериментирования дома "

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...

Организация детского экспериментирования дома

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...