Главные вкладки

    Родительское собрание в младшей группе по чтению художественной литературы.
    методическая разработка (младшая группа)

    Логунова Наталья Владимировна

    "Путешествие по сказкам"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_v_mladshey_gruppe.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в первой младшей группе на тему:

    «Значение художественной литературы в развитии  ребёнка».

    "Укрепление детско - родительских отношений"

    Форма проведения: нетрадиционная форма проведения.

    Актуальность темы родительского собрания.

    Эта тема тесно связана с нашей главной заботой об образовании наших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам: воспитателям и родителям хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

    Как этого добиться? Опыт подсказывает: необходимо, как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладези знаний, идей, мудрости и опыта.

    Следует рассказывать родителям о ценности чтения, показывать связь чтения с  успехами их детей в учебе и в других делах, приводить примеры положительного влияния книги на  собственную жизнь или жизнь других людей, поощрять дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

    Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

    Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

    Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение, без воображения нет предвидения.

    Ценность проведения родительского собрания по данной теме:

    Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей связана с резким сокращением доли чтения в структуре свободного времени из-за того, что телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни детей. Классическая детская литература незаметно вытесняется модной массовой литературой, тем самым отделяя часть классической русской культуры от познания ее детьми с ранних лет. Важно концентрировать внимание и интерес ребенка к классической детской литературе, а также познавательным книгам.

    Цель:

     подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

    Задачи: 

    1.убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

    2.познакомить родителей с литературой, которую лучше читать детям раннего возраста, ее особенностями;

    3.научить родителей анализировать иллюстрации к детским книгам и подбирать для малышей литературу, способствующую всестороннему развитию.

    Предварительная работа с родителями:

    Анкетирование "Приобщение детей к чтению". (См. приложение 1)

    Повестка собрания:

    -Вступительное слово логопеду Новиковой Г. В.

    -Нетрадиционная часть собрания.

    -Советы родителям по данной теме

    - Просмотр книжной выставки.

    -Вручение буклетов, памяток по данной теме.

    Ход собрания.

    Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки:

    «Дом, в котором нет книги,

    Подобен телу, лишенному души».

    Тема нашей встречи: "Значение художественной литературы в развитии ребёнка".

    Не случайно компасом для нашего собрания я взяла эти строки. Анализируя анкеты, которые вы заполнили, я сделали вывод, что не все родители знают, какие книги соответствуют возрасту детей, а основная масса не читает дома детям, что в некоторых семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда они сами об этом попросят взрослых. Не многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание

    произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку.

    В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. 

    «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (А. М. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

    Сюда входит детская литература, детское творчество, детские журналы с учётом возрастных особенностей.

    Вначале нашего собрания я бы хотела с вами провести занятие по развитию речи как это проходит у нас с детьми. Для этого я предлагаю вам расслабиться и "окунуться" в сказку.

    Звучит музыка, вбегает зайка.

    -Ой, ребята , я бегал по лесу и нашёл книжку, но я не могу её прочитать.

    -Зайка, а что родители тебе не читают книжки?

    -Нет. Моя мама - зайчиха заботься о нас, воспитывает нас, но у неё совсем не хватает времени на чтение нам сказок, поэтому без вашей помощи мне не обойтись. Почитаете мне?

    -Да, Зайка это проблема. Когда родители не читают детям книжки, ребёнок не развивается. Но мы с ребятками тебе почитаем книжку , которую ты нашёл. Присаживайся вместе с нами и будем слушать сказку.

    Показ презентации сказки "Колобок" (см. Приложение 2)

    Вопросы к родителям и их ответы.

    Ребята понравилась вам сказка?
    - Кто же главный герой в сказке?
    - Кого встретил колобок?
    - Какой был Колобок?
    -  Что случилось с ним?
    - Кто съел Колобка?

    Зайка: Ой, да какая интересная сказка, мне она очень понравилась, теперь я каждый день буду просить маму читать мне сказки, а сейчас я убегаю , чтобы рассказать сказку про Колобка другим зайкам. Спасибо Вам , ребята, до свидания!
    - До свидания , Зайка!

    Такие занятия по развитию речи, а именно чтение художественной литературы проходят у нас в группе.

    А мы с Вами превращаемся обратно в родителей и продолжает наше родительское собрание.

    Я хотела бы с Вами немножко поиграть, и выяснить, знаете ли Вы художественную литературу.

    Небольшая разминка: "Кто есть, кто". Вам предстоит ответить, каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

    Айболит – доктор

    Бармалей – разбойник

    Каракула – акула

    Мойдодыр – умывальник

    Тотошка, Кокошка –крокодильчики

    Цокотуха – муха

    Рыжий, усатый великан – таракан

    Федора – бабушка.

    Сказочная викторина

    Уважаемые родители, а теперь для вас сказочная викторина. Сейчас мы узнаем, как вы знаете сказки.

    1) Возле леса, на опушке,

    Трое их живёт в избушке.

    Три кровати, три подушки.

    Угадайте без подсказки

    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    2) Летела стрела и попала в болото,

    А в этом болоте поймал её кто-то.

    Кто, простившись с зелёною кожей,

    Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

    3) Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей.

    И однажды из болота

    Вытащил он бегемота.

    Он известен, знаменит

    Это… (доктор Айболит) .

    4) С букварём шагает в школу

    Деревянный мальчуган.

    Попадает вместо школы

    В полотняный балаган.

    Как зовётся эта книжка?

    Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)

    5) На сметане мешён,

    На окошке стужён,

    Круглый бок, румяный бок,

    Покатился … (Колобок) .

    6) Бабушка девочку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла своё.

    А ну, подскажите, как звали её? (Красная шапочка)

    7) Кто говорил такие волшебные слова:

    «По щучьему велению, по моему хотенью.

    Сивка-бурка, вещий каурка!

    Стань передо мной, как лист перед травой! » (Емеля)

    Конкурс «Кто здесь был и что забыл? »  (воспитатель достаёт по одной вещи из сундука, а родители называют литературные произведения, а так же называют автора произведения) .

    1) Телефон («Телефон» К. Чуковский) ;

    2) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К Чуковский) ;

    3) Письмо («Почта» С. Маршак) ;

    4) Сковорода, перчатки, билеты («Вот какой рассеянный» С. Маршак) ;

    5) Мячик, зайчик, мишка, кораблик («Игрушки» А. Барто) ;

    6) Туфелька («Золушка» Ш. Перро) ;

    7) Пара сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро) ;

    8) Шапочка красная («Красная шапочка» Ш. Перро) ;

    9) Чашка с горохом («Принцесса на горошине» Г. Андерсен).

    Ну , вот мы с Вами сегодня немножечко поиграли, отдохнули. Я предлагаю Вам обратить внимание на выставку книжной литературы по нашему возрасту.

    Показ детской литературы .

    Обращается внимание на то, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы) .

    В заключении нашего родительского собрания хочется подвести итоги и послушать Ваше мнение, нужно ли вашему ребёнку чтение художественой литературы или нет?

    Мнения родителей.

    Слово воспитателю:

    Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующих задач:

    - читать ежедневно с ребенком детские книги;

    - обсуждать с ним прочитанное;

    - помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;

    - регулярно разучивать с детьми стихотворения.

    - в каждой семье найти время для организации семейного чтения.

    Рекомендации родителям:

    Дети от года до трех лет начинают понимать содержание детских книг и рассматривать иллюстрации. Поэтому лучше выбирать для них такую детскую литературу, где действуют знакомые ребенку персонажи: животные, люди. И конечно, следить за тем, чтобы большинство слов в детских книгах были понятны малышу. Дети такого возраста очень любят стихи и сказки о животных. Читая малышу подобные детские книги, мама может подражать голосом животным, приглашая к этому же и ребенка. При чтении знакомой сказки или стишка ребенок может самостоятельно договаривать слова, когда мама делает паузу. Из классики детской литературы можно выбрать Сутеева, Чарушина, Чуковского, народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», стихотворения Агнии Барто для самых маленьких.

    В этом возраста для чтения вполне достаточно пяти минут, а далее можно действовать по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Выберете момент, когда ребенок займется игрушками, подсядьте к нему и почитайте, не стараясь привлечь внимания. Хорошо, если ребенок по ходу чтения будет договаривать последний звук, слог, слово. Не препятствуйте использованию жестов. С их помощью ребенку легче выразить свои мысли, переживания.

    Повторяйте слова, которые ребенок произнес особенно удачно и не забывайте похвалить ребенка.

    А для того, чтобы у ребенка была возможность повторять за вами или подсказывать – читайте произведение несколько раз. Так ребенок будет гордиться тем, что он знает это произведение, и что он сам может вам подсказать слово или предложение.

    После двух лет рекомендуется использовать загадки – это мощное средство развития речи, интеллекта, познавательного интереса ребенка. Начинать нужно с простых загадок, отгадка на которые прячется не очень далеко – в самой загадке (кто нам молоко дает, кто мычит? раньше всех встает ку-ка-ре-ку поет) .

    В три года у детей заметно увеличивается словарный запас, что позволяет расширить выбор детской литературы по сравнению с ранним периодом жизни. Детям этого возраста можно читать сказки Чуковского, стихотворения Маршака, Яснова, Степанова, Токмаковой, Михалкова, сказки и рассказы Чарушина, Льва Толстого, множество русских народных сказок. А самим родителям обязательно стоит прочесть книгу Чуковского «От двух до пяти», которая построена на материале творчества самих детей. Это очень интересное и забавное чтение. Не пожалеете.

    Спасибо за уделённое время, до свидания.

    Родителям раздаются буклеты и памятки по чтению художественной литературы.

    Список литературы:

    1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное  чтение и рассказывание в детском саду.

             2. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. –

             3. Гурович Л.М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада.

    4. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада.

    5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.

             6. «От рождении до школы» Н. Е. Вераксы.

             7. Интернет – ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия во второй младшей группе (чтение художественной литературы). Рассказывание сказки "Петушок и бобовое зернышко"

    Занятие с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы...

    конспект занятия во второй младшей группе (чтение художественной литературы). Рассказывание сказки "Петушок и бобовое зернышко"

    Занятие с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы...

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «УГОЩЕНИЕ ЗВЕРЯТАМ». (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА) ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Цель: Воспитание в детях духовно-нравственные качества, через художественную литературу и художественное творчество.Задачи:Образовательные задачи:·        Учить дете...

    Конспект НОД во второй младшей группе "Чтение художественной литературы"

    Конспект НОД по ОО "Чтение художественной литературы " тема "Жили-были в сказке"...

    Конспект открытого занятия первой младшей группы. Чтение художественной литературы сказка Л.Н.Толстого "Три медведя". Миски для медведя.

    Познакомить детей содержание сказки; развивать память, активизировать речь.Упражнять детей в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить делать углубл...