Полезные пособия для детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Животовская Анна Геннадьевна

Для полноценного и гармоничного развития ребенка не всегда нужны какие-то редкие и дорогие игрушки. Чаще всего обычная пирамидка, мяч, деревянный конструктор принесут ребенку намного больше радости и пользы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

12 самых полезных пособий для детей

1. Пирамидка (1 год – 3 лет) – очень мощное дидактическое пособие. Только пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (т.к. конус упрощает собирание пирамидки);

- дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь);

- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки);

- лучше всего, если все колечки одного цвета (иногда дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип).

С помощью пирамидки самые маленькие учатся новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Постарше они уже могут сравнивать: большой – маленький, больше – меньше. Дальше осваивается принцип сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и собирается вся пирамидка. Также можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (1год – 4 года), как и пирамидка, позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой. Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже актуально и более старшим детям.

3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет) – вкладыш, придуманных Марией Монтессори, легли в основу многих игр и пособий. Важно, чтобы фигуры не отличались по цвету, и не проваливались в дырки, а ровно вставлялись в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Когда ребенок подрастает, можно играть без зрительного подкрепления, т.е. с закрытыми глазами. Или использовать рамки и вкладыши как трафареты и штампы (в рисовании, лепке пластилином). Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум)). Такие игрушки можно укладывать спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум)). Для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни. Чувства голода и насыщение – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Также такие игры - это мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

6. Разные мячики (1 год и без ограничения). Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум)). Самые обычные блоки: кирпичики, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: «а найди мне детальку, у которой 3 угла» (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), «а найди большой квадрат» и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша. А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.
С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет). Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения). Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, Африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: «вот тут у нас живут рыбки», «а тут малыш едет на машине к бабушке».

Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет). Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полезные игры для детей дошкольного возраста"

   Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, е...

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"...

8 полезных сказок для детей дошкольного возраста

8 ПОЛЕЗНЫХ СКАЗОК1. В. Сутеев «Яблоко». Сказка рассказывает о том, насколько замечательно делиться с друзьями.2. К. Чуковский «Тараканище» Специально для трусишек. Учит не подд...

Консультация для родителей «Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"...