Рекомендации для родителей по развитию речи детей 5-6 лет.
консультация (старшая группа)

Своевременное формирование грамматического строя речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx165.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для родителей

по развитию речи детей 5-6 лет

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1999900/bac207f0-2bab-4b64-8789-14d21d9034bf/s1200?webp=false

         Развитие лексической стороны речи.
        Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать объекты и отдельные предметы.
        Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например, пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева — деревянный др.)                                                                                                                                  
         В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда. Например, игровое упражнение «Путешествие»: «Мы собираемся на Север. Там очень холодно. Нам понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные шарфы, толстые брюки. Как это называется одним словом? (Одежда.) Какая это одежда? (Теплая или зимняя.) Собираясь в путешествие, мы должны подумать о продуктах питания. Крупы, консервы. А еще — яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать одним словом? (Фрукты.) Обязательно захватим картофель, свеклу, морковь. Как называются эти продукты?  (овощи)                                                 
        После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося

ему персонажа. Проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действия, осуществляемых одним действующим лицом или персонажем. (Кто что будет делать? Мама — готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа — помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат — делать уроки, слушать музыку, играть в шашки; я — помогать маме и папе, играть, рисовать, кушать, умываться, ложиться спать. Что делает зайчик? Зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и т.д.       
Через простые игры типа «Скажи наоборот» легко и весело вводить в словарный запас ребенка простые антонимы (слова с противоположным значением).


        Формирование грамматического строя речи.
       Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги. Например, житейская ситуация: во время уборки игрушек обратить внимание ребенка на то, куда «разбежались» игрушки (что (кто) где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Взрослый говорит: «Давай все расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку» и т. д. или предлагает убрать игрушки по местам, а затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»                     
Игровая ситуация «Собираем пирамидку». Взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке: «Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т.д.      
          Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев; была одна тарелка — стало много тарелок и т.д.
         Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были яблоки — и нет яблок и т.д.
       Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку и т.д.)
        Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши». Например, ситуация с игрушками (картинками) «Лесной детский сад». (в лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т.д.) Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т.д.
       Закреплять умение составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например, «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются? (в магазине продаются мячи, куклы, машины, лопаты и т. д.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на столе? (На столе стоят торт, конфеты, сухари и т. д.) Представь себе, что мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы загораем, играем в мяч, строим из песка, кидаем в воду камешки и т. п.)


         Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
        По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Предлагать специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т.п.; игры в рифмы (или «поэты») на подбор слов, близких по звучанию (лягушка — петрушка — ватрушка старушка)                                                                                                       
         Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова). 
Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.


         Развитие связной речи детей
         Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т.п.    Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы). 

https://i.pinimg.com/736x/98/d7/2d/98d72d8f10203feb4a0a8acfc1a91929--autism-clipart.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей и приобщению к чтению

Памятки  для родителей по развитию речи  детей дошкольного возраста и приобщеню детей старшего дошкольного возраста к чтению....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста...

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

"Веселая артикуляционная гимнастика"Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык ...

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"

В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....