Конспект родительского собрания в подготовительной группе «На пути к школе».
методическая разработка (подготовительная группа)

Хмелева Анна Сергеевна

Цель собрания - организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе

«На пути к школе».

Цель собрания - организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие.

  1. Выступление воспитателя

Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

В общем психическом развитии детей этого возраста важную роль играет новая жизненная позиция, которую они занимают в связи с переходом в подготовительную к школе группу детского сада. Они начинают понимать, что впереди их ждут школа, новые люди и новые отношения с ними, другие формы работы. Характер их отношения ко взрослым и сверстникам качественно меняется, появляется осознание собственной личности, попытки найти свое место среди других людей, быть для них полезными, возникает повышенный интерес к серьезному делу: занятиям и трудовым поручениям. Отношения со взрослыми становятся более сложными и многоплановыми. Большое влияние на них оказывают содержание и стиль общения между ребенком и взрослым. Чем содержательнее и шире сфера этого общения, чем больший интерес проявляет взрослый к личности ребенка, тем богаче и доверительнее становятся их взаимоотношения.

В этом возрасте усиливается тяготение к личностному общению и доверительным отношениям со взрослыми. Появление таких отношений делает ребенка особенно открытым для воздействий того лица, с которым они сложились. Выбор партнеров для общения становится избирательным. Особенно это касается сверстников. Они тоже начинают выбираться не только по деловым, но и по личностным качествам.

Возрастает стремление к завязыванию дружеских контактов: складываются довольно устойчивые детские объединения. В совместных играх, которые приобретают более сложное и богатое содержание, дети приучаются сотрудничать друг с другом, учитывать интересы партнеров, подчинять свои усилия общему делу, справедливо решать возникающие конфликты.

Дети начинают придавать большое значение тем оценкам, которые дают их поведению взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. В самостоятельной совместной деятельности детей этого возраста складываются устойчивые группировки детей с общими интересами, формируется общественное мнение. Оно создается самими детьми, на основе сложившихся у них собственных представлений о нравственных ценностях и привлечения опыта оценки взрослых. Общественное мнение начинает оказывать значительное влияние на моральные представления и переживания. Дети начинают считаться с ним и выбирать среди сверстников образцы для подражания и сравнения.

    Задачи воспитания детей подготовительной к школе группы

   Программа подготовительной группы детского сада предусматривает физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

  Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, детский сад стремится сделать счастливым детство каждого ребенка.

 Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения детей друг с другом, совместные игры и занятия. Благодаря этому успешно формируются социальные чувства, коллективные взаимоотношения детей и создаются наилучшие возможности для развития индивидуальных способностей.

           Важнейшими задачами являются также: формирование двигательных навыков; развитие координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентировки; воспитание физических качеств — ловкости, быстроты, выносливости и силы (в соответствии с возрастными возможностями детей).

      Успех ребенка к школе зависит от: психологической готовности ребенка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развитие произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.

Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

–        Интеллектуальная готовность

–        Мотивационная (личностная) готовность

–        Эмоционально-волевая готовность

–        Физическая готовность или зрительно – моторная координация

Основные компоненты

Характеристика

Интеллектуальная готовность

    Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной. Это убеждение является причиной ошибок при подготовке детей в школе.

  На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребёнка каких-то определённых знаний или умений (хотя определённые навыки должны быть). Главное – это наличие у ребёнка высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя».

   То есть интеллектуальная готовность к школе заключается не в механическом зазубривании цифр, счета до ста, букв, а в осознанном понимании той информации, которая поступает ребёнку, то есть в развитии его познавательных процессов – памяти, внимания, мышления.

Мотивационная готовность

   Включает в себя принятие ребенком позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.

   Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, готовность соблюдать школьные правила.

    Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят).    

     Однако, это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый рюкзак, пенал и другие подарки.

    Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё – и класс, и учительница, и систематические занятия являются новыми.

    Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника. Поэтому ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права.

    Без мотивационной готовности, как бы ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться любой ценой выйти из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение на уроках, интерес только к переменкам, где можно поиграть, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

     Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

     Игра как подготовка к школе очень полезна. Полезны игры разные. Даже такие “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности.

Эмоционально-волевая готовность

     Это способность управлять своими эмоциями и поведением. Это умение организовать свое рабочее место и порядок на нем, стремление к достижению результата своей деятельности.

      Когда ребенок может следовать социальным нормам и правилам, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, также это настойчивость, терпение, целенаправленность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций.  

        А сейчас каждый из вас спросите себя: с первого ли раза ваш ребёнок выполняет ваши поручения? Как вы реагируете на это? Для многих это большая проблема. А волевая готовность тесно связана с эмоциями. И вот когда в школу приходят дети с несформированной эмоционально-волевой сферой – это…  очень большие проблемы. Проявления этого можно видеть уже сейчас: «Не хочу», «Не буду», «Сейчас», «А почему я..» и т.д.

        Как вести работу по формированию волевой готовности? Давать поручения, просить повторить. В других случаях просить объяснить, для чего он это будет делать. Для тренировки воли хороши графические диктанты. Вычеркивание определённой буквы в тексте. Эти же упражнения развивают внимание.

Физическая готовность

     Характеризуется состоянием здоровья. Включает в себя физическое развитие ребенка (рост, вес и тд), заболеваемость, выносливость (утомляемость), работоспособность, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.  

     Развитие мелких групп мышц, координация движения в соответствии с возрастной нормой, готовность организма ребенка к учебной нагрузке.

     Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

     Прежде всего нам помогут графические диктанты. Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу. Однако нельзя забывать и про общую физическую подготовку ребенка.

      В этот трудный период задача родителей – поддерживать, помогать, вдохновлять своего ребёнка и гордиться его успехами. Можно предложить ребенку род деятельности, напоминающий содержанием и атрибутикой школьные занятия, но обязательно имеющий игровую форму. Такая активность будет полезна ребенку во всех отношениях.

    Главное же, побольше веры в себя и своего ребенка. Пусть никакие задержки не пугают вас. Развитие детей в этом возрасте идет быстрыми темпами и не всегда равномерно. За полгода, даже за один-два месяца степень готовности может достигнуть уровня, вполне достаточного для начала обучения в школе.

10 советов родителям будущих первоклассников.

Совет 1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучения.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, если обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6.  Уточните, в какой время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Это место должно быть хорошо освещено (желательно естественным светом), должно быть удобным и не содержать ничего лишнего.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в это период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех Ваших надежд.

Помните! Ему очень нужна Ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания в подготовительной группе «На пути к школе…»

Опробировано в подготовительной группе нашего детского сада....

Родительское собрание в подготовительной группе "На пути к школе"

В данном конспекте представлены материалы по физической , интеллектуальной и психологической готовности детей к школе...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Незнайка» «Год до школы»

Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей...

Родительское собрание в подготовительной группе "На пути к школе"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в про...

Родительское собрание в подготовительной группе "На пути к школе"

Целью данного собрания является вовлечение родителей в воспитание своих детей. А также построение единой содержательной линиии, обеспечивающей эффективное развитие всех необходимых психических процесс...

Родительское собрание в подготовительной группе «На пути к школе».

Родительское собрание в подготовительной группе «На пути к школе»....