Консультация для родителей.Развитие познания детей с ОВЗ
консультация (младшая группа)

Анисимова Любовь Владимировна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26» г. Гусев. Воспитатель Анисимова Л.В.

Консультация для родителей.

Развитие познавательных процессов

у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов.

Внимание.

Включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

Предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы

Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:

- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- неоконченные фразы, которые нужно закончить;

- вопросы, на которые необходимо ответить;

Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:

- найди отличия

- найди два одинаковых предмета

- игры-головоломки

- загадки

Учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

«Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»

«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось

«Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате

«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия

Память

Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

 анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

 осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

 устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

«Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

«Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

«Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

«Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.

«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Мышление

Включайте в занятия задания на:

 сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

 классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

 нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

 складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

 осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

 задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.

Восприятие

Включайте в занятия задания на :умение детей различать предметы на ощупь;умение выделять признаки в предмете; умение соотносить предметы по величине, форме;

развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление; помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом; формировать умение составлять из частей целое;

различать основные признаки разных времен года; закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом;

формировать сенсорные эталоны формы.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

«Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

«Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.

Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Воображение

Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.

Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.

Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.

Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т.п.)

Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.

Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.

Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.

Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.

Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.

Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия,

стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка

будут обязательно вознаграждены!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».

Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...