Роль семьи в формировании позитивной полоролевой идентичности у детей дошкольного возраста
консультация

Большакова Екатерина Сергеевна

В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Первичная половая идентичность складывается уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Знание собственной полоролевой принадлежности развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я.   Важную роль при этом играет обучение, т. к. родители и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают «ты – мальчик» или  «ты — девочка»..

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Большакова  Екатерина Сергеевна,

воспитатель МДОУ-детского сада №2 «Ёлочка»,

г.о. Серпухов

Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше естественными, различия. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности — огромное психологическое бедствие для семейной жизни. Современное общество отказывается от идеальных представлений о семье, сложившихся в традиционной и православной культурах, рассматривает их как устаревшие. Между тем идеал семьи вне зависимости от исторической эпохи строится на нравственных категориях и принципах — добра, любви, милосердия, которые остаются незыблемыми в любую историческую эпоху.

Полоролевая идентичность – это одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Полоролевая идентификация − это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.

В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Первичная половая идентичность складывается уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Знание собственной полоролевой принадлежности развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я.   Важную роль при этом играет обучение, т. к. родители и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают «ты – мальчик» или  «ты — девочка». Однако,  это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием. И только в старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию безошибочно: младенец - дошкольник - школьник - юноша - мужчина — старик. Понимание необратимости пола (его неизменности) происходит лишь на пятом году жизни. В этом возрасте ребенок точно знает, кто он и может назвать отличительные признаки пола.

Формирование позитивной половой идентичности у детей дошкольного возраста является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми, т. к. требует от родителей и педагогов знания наиболее значимых черт современного мужчины и женщины и ориентации на них, как на перспективные задачи в воспитании полоролевого поведения у мальчиков и девочек. От взрослых требуется очень осторожное, мягкое, ненавязчивое, косвенное вмешательство, а не прямое воздействие на ребенка. В качестве такого средства выступает, на наш взгляд, педагогическое сопровождение, которое призвано выполнять функции поддержки, помощи, содействия, стимулирования, консультирования, обучения.

Решение задач формирования позитивной половой идентичности осуществляется в процессе различных видов и форм детской деятельности всеми участниками образовательного процесса, включая, безусловно, и родителей.  

Важным направлением работы педагогического коллектива детского сада является оказание помощи родителям в воспитании мальчиков и девочек. Задачи этого направления:

1.        Акцентировать внимание родителей на воспитании мальчика и девочки адекватно половой роли в настоящем и будущем.

2.        Создать условия для приобретения родителями необходимых знаний о психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек и средствах, методах полового воспитания ребенка в условиях семьи.

3.        Осуществлять с родителями поиск наиболее эффективных способов взаимодействия с мальчиком или девочкой.

Значимым условием формирования позитивной половой идентичности является сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все "как будто", "понарошку", но именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.

Адекватным педагогическим воздействием по отношению к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое сопровождение взрослыми сюжета развернутой детьми ролевой игры, в процессе которой родители  могут  принимать на себя одну из ролей, задавать детям вопросы с формирования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также позитивного отношения к себе и другим как к мальчику или девочке. Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не "коллективная проработка знаний", а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Показателями успешности формирования позитивного полоролевого поведения у детей дошкольного возраста будут следующие:

•        развертывание в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых действий, отражающих позитивные стереотипы мужественности и женственности;

•        положительное подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек - разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т.д. Хороших конструкторов для девочек нет. Наборы мебели для кукол воспроизводят лишь отдельные предметы обстановки, но не позволяют конструировать хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата.

Многочисленными исследованиями социологов, педагогов и психологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни.  Например, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные мужчины и женщины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных отношений. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей мужского и женского поведения. Следовательно, основной задачей родителей и педагогов становится формирование у ребенка  такой личности, в которой разумно бы сочетались маскулинные и фемининные черты.

Андрогиния (от лат. andros — мужской, gynes — женский) — понятие, введенное американским психологом С. Бемом для обозначения личностной черты людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Исследования показывают, что андрогиния – важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять своё поведение в зависимости от ситуации: она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, высокой мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. И основной задачей родителей и педагогов,  учитывая современные реалии мира, ускоренный ритм жизни, становится формирование у ребенка  такой личности, в которой разумно бы сочетались маскулинные и фемининные черты, способной менять своё поведение в зависимости от ситуации, устойчивой к стрессам, успешной в различных сферах жизнедеятельности.

Список использованных источников.

  1. Иванова, Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни [Текст]// Г.Е. Иванова. - М.: 1984
  2. Уллубиева, Н. С. Влияние семьи на развитие полоролевой идентификации у ребенка [Текст] // Н.С. Уллубиева. Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. – СПб.:  Изд-во АНО «ИПП», 2007. –139 с.
  3. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П.  Шелухина.– М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006 –96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.  Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Рекомендации направлены на то, чтобы помочь родителям понять своего ребенка. Ведь каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным....

"Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

1.Берегите здоровье смолоду!2.ЗОЖ служит укреплению всей семьи.3.Если хочешь воспитывать своего ребёнка здоровым ,сам иди по пути здоровья,иначе некуда будет идти!!!...