Консультация для родителей "Учим ребенка общаться"
консультация (старшая группа)

Прошина Алла Михайловна

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №78

Консультация для родителей

детей старшей группы

«Учим ребенка общаться»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Алефтина Михайловна

2019г.

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность в общении включает в себя:

• Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»)

• Умение организовать общение («Я умею», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

• Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, настоящим другом. В этом поможет игра, например, «Зеркало» (повторное движение другого человека, «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителямпо формированию адекватной самооценки:

• Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

• Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком«Сорви шапку»«У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

• Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

• Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

• Дайте возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

• Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте

И не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести;

• Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Разыгрывание ситуации».

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

• Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

• Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

• После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации.

• Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

• Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает жертвой, следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры«На кого я похож»- сравнение себя с животным, цветком, деревом.

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценивать положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем недостатке.

Советы родителям замкнутых детей:

Застенчивый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течении определенного отрезка времени.

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детейс синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет»«нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-реагируйте на поведение ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и. т. д.);

-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок

-не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

1.Изменение психологического микроклимата в семье:

-уделяйте ребенку достаточно внимания;

-проводите досуг всей семьей;

-не допускайте ссор в присутствии ребенка.

2.Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнять задание, не отвлекаясь;

-снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-избегайте по возможности больших скоплений людей;

-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

3.Специальная поведенческая программа:

-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

-не прибегайте к физическому наказанию

-чаще хвалите ребенка, так как он чувствителен к поощрениям

-составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

-не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»;

-лишение удовольствия, лакомства, привилегий

-запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

-внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком?»

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком?» Техника активного случая применяется в том случае, когда у человека возникает эмоциональная проблема, его надо активно выслушать....

Консультация для родителей « Как научить ребенка общаться»

Полезные советы для родителей, как помочь ребенку научиться общаться....

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...