Консультация для родителей
консультация

Рафикова Айназ Раисовна

«О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.dlya_rod.pooshchrenie_i_nakazanie.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольная группа МОБУ СОШ с.Буриказганово

Консультация для родителей

«О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Подготовила воспитатель :Рафикова А.Р.

2019г.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из

положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала,

поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и

поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это

вопросы, которые волнуют и педагогов и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок

понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание,

поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка,

способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка.

Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом

испытывает.

Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства,

которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться

огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние,

беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того,

какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и

эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства

наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами

наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после

него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок

закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял,

поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей

дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей,

поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим

ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами

радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и

являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.

Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми

разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее

изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном

вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную

ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад

обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы.

Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к

родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок

вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие

обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на

тему: «Ничего не принесли!»

Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде

чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, как наказывают и как поощряют

современные педагоги и родители детей дошкольного возраста.

Физические наказания остаются популярными у отдельной части

современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого

способа воздействия на ребенка.

«Я по себе знаю, что, когда тебя бьют, никакого раскаяния и тем более

осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот, возрастает

внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое».

Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как

наказание, как своеобразное словесное битье.

Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является

безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но

не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать

ребенка дошкольного возраста.

Важно знать, что отношение к наказаниям и поощрениям может

психологически наследоваться, особенно если взрослый человек

положительно оценивает свое семейное воспитание.

. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для

ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но

обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны

воспитателя проявляется в том, что детям становится неинтересно с

педагогом. Девочкам похвала особо необходима для того, чтобы им с

воспитателем было интересно. В практике детского сада необходим

дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к

детям в зависимости от их пола.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЛОВЕСНЫЕ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно!

Совершенно! Отлично!

2. Замечательно! Превосходно! Чудно!

3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это

сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя

это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты

можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это

сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех!

Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не

хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

«КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста

чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех

его психических сил.

2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое

сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со

стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к

детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от

которой зависит жизнь маленького ребенка.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не

скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага,

бесполезно — вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания,

но и преподали ребенку урок жестокости.

4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком

дошкольного возраста как словесное битье.

5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании

ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в

поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

6. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое

поведение ребенка

«КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были

уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это

необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют

место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и

достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо

понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них

взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить

удачно подобранные фразы и слова.

4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается

нечто большее, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть

результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.

И в заключении я хочу привести слова Л.Н. Толстого: “Счастлив тот,

кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается

благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети

связаны общими интересами, взаимной любовью.

Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...