Игра как необходимое условие развития ребенка дошкольного возраста
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как необходимое условие развития ребенка дошкольного возраста

«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

        Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игра используется на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л,С, Выготский, Д.В, Эльконин, А,П, Усова, Д.В, Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике наиболее важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Человек играющий – это человек, создающий мир, а значит, человек творящий. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта; ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста.

Главное, наверное, не забирать у ребенка время для игры и возможность фантазировать.

В детском саду и дома ребенку предлагается широкий спектр игр, игрушек, методик. Соглашусь с известным детским педагогом-психологом Людмилой Петрановской, которая пишет: «Хороший детский сад в представлении многих родителей — это такой, в котором детьми все время "занимаются", их "развивают". Хорошая няня — тоже. Иногда весь день расписан так, что для свободной игры, для того чтобы помечтать, в нем просто нет времени: английский, фигурное катание, шахматы, бальные танцы, кубики Зайцева, карточки Домана. Все по программе, все по инструкции.

Мир современного ребенка постоянно посягает на свободную ролевую игру.

Много времени отнимают фильмы и компьютерные игры, предлагающие готовые проработанные сценарии и картинки и практически не дающие возможность придумывать и прорабатывать образы, роли и сюжеты самостоятельно.

Индустрия игрушек создает все более подробные, дотошные копии предметов из большого мира, так что места для фантазии и присвоения ролей не остается. Зачем делать салаты из травы на тарелках из лопухов и сервировать ими перевернутый ящик, если бабушка вчера подарила "как настоящую" кухню со всей возможной посудой и даже пластиковыми муляжами готовых уже блюд?»

Надо помнить, что ребенок, наигравшийся в детстве, избегает многих проблем во взрослой жизни. В игре проигрываются те проблемные ситуации, которых впоследствии можно избежать, побеждаются страхи, проигрываются желаемые роли, которые потом могут привести к жизненному выбору.

Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте, — не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен. Не стремиться "занять" ребенка — пусть поскучает, поскучает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камешки в пруд. Это не баловство, не пустое времяпрепровождение, — это таинство развития. Просто радоваться ему, любоваться им, получать удовольствие от совместно проведенного времени, — это и есть самый лучший вклад в развитие ребенка. (Л. Петрановская).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"

Консультация была организована с целью ознакомления родителей о развивающем воздействии пальчиковой гимнастики...

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»...

"Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"

Родительское собрание на тему: "Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"...

Программно-методический материал"Подвижные игры- их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста"

Программно-методический материал« Подвижные игры- их влияние на развития ребенка дошкольного возраста»ВВЕДЕНИЕПодвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В да...

Методическая работа «Игровая деятельность как условие развития ребенка дошкольного возраста»

laquo;Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».Мишель де Монтень...