КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТРЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
картотека (старшая, подготовительная группа)

Городничева Ольга Васильевна
Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvmoysaytkartoteka.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Светлячок»

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

 НРАВСТРЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА


Воспитатель
:

высшей категории

Городничева Ольга Васильевна

Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель на прогулке, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

«Где я живу…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Осташкова, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Мой детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находится группа, кухня, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы. 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве, показывают маршрут от группы до музыкального зала.

«Слова-помощники»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Материал:

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова, создает проблемную ситуацию.

«Что такое хорошо и что такое плохо…».

  Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. 

«Моя страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают 

«Тихорецк - моя малая Родина».

Цель: Выявить знания детей о своей малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Тихорецке

Материал: иллюстраций, фотографий города Тихорецка и Краснодарского края.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают 

   

«Флаг России»

(города Тихорецка и Краснодарского края)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

   

«Семья-всему опора»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семь

«Составь флаг России, города Осташкова, Тверской области»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: разрезные картинки с изображением разных флагов

Ход игры: собрать нужный флаг по образцу

«Путешествие по городу Тихорецку»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«О чем рассказывает памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

«Чей это портрет?»

Цель: знакомить детей с главными людьми   РФ (В.Путин, С.Шайгу, В.Кондратьев, Д.Перепелин)

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Моя улица и мой дом».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада

«Узнай виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что, занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

 Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

  Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,  

 

«Узнай по описанию: кто это»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

 Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,

«У кого какой домик»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

 Ход игры: Медведю – берлога

                   Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение   образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

               

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

«Красная книга Тверской области»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал : «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

«Страны и народы"

   Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них, задает вопросы.

«По дороге в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона), макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

        

«Узнай о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.    

 

   

«Продолжи пословицу о Родине»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Материал: сборник пословиц о Родине.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы Тверской области»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов - дети называют.

             

«Мир рукотворных предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море,  картинки: животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Опиши, какой»

 Цель: закрепление умения   образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал: картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Ход игры: татарин- татарский, мордвин - мордовский…

«Узнай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

 «Праздники»

  Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные), закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

«Традиции моей семьи»

Цель: формировать представления у детей о семейных традициях, уважение к ним; развивать связную речь.  

Материал: семейные фотографии о досуге, отдыхе, совместном труде.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ по фотографии, дети по очереди продолжают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста

21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...

Картотека "Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего возраста"

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет матема...

Картотека игр на развитие речевой активности дошкольников старшего возраста

Представлены игры на развитие познавательной и речевой активности детей от 5 до 7 лет...

картотека дидактических игр по лепке из пластилина старший возраст

картотека по лепке для детей старшего возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа)

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творчес...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа компенсирующей направленности)

    Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формиров...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего возраста

Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМПСтарший возрастЧасти сутокКарточка № 1Дидактическая игра «Назови сутки»Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ноч...