КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация (средняя группа)

Воинова Наталья Ивановна

 «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

М.И. Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

К.Д. Ушинский писал: «Не условным звуком только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

М.И. Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

К.Д. Ушинский писал: «Не условным звуком только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова) возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности.

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.

Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления младших дошкольников с культурными ценностями общества.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.

Что же относится к детскому фольклору?

Ø Колыбельные песни.

Ø Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Ø Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Ø Заклички – обращение к явлениям природы.

Ø Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Ø Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Ø Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.

Ø Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.

Ø Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т.д.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи.

Колыбельные песни, по мнению народа, - спутник детства. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний). Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Не взирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи. В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей «поэтический взгляд» на действительность. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. По меткому определению К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад».

Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению.

Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.

Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...