Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи.
методическая разработка (подготовительная группа)

Владимирова Яна Валерьевна

Познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_logopeda_i_drugihspetsialistov_dou25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.

Роль семьи в преодолении дефектов речи.

Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе.

Задачи:

-формировать у родителей интерес к образовательной деятельности ДОУ;

-включать родителей в педагогический процесс;

-установить обратную связь с родителями.

         Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы. 

          Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и  как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

         Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи.

         В 1-3 неделю сентября проводится  учителем - логопедом обследование речи детей. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей.

Обследование речи выявило:

Общим для всех детей группы является нарушение:

- звуковой стороны,

- лексики (бедный словарный запас),

- грамматики (несформированность грамматического строя речи),

- связной речи (неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями).

     Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с тяжёлыми  нарушениями речи» под ред. Н.В. Нищевой.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

1.Развитие общей и мелкой моторики;

2.Коррекция звукопроизношения;

3.Развитие просодической стороны речи;

4.Формирование слоговой структуры слов;

5.Развитие фонематических представлений;

6.Развитие словарного запаса;

7.Формирование грамматического строя речи;

8.Развитие связной речи;

9.Обучение грамоте.  

       Вся перечисленная работа проводится в форме групповых и индивидуальных занятий с детьми.

       На занятиях проводятся: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, постановка звуков и поэтапная автоматизация их в речи, дыхательные упражнения для выработки диафрагмально – релаксационного типа дыхания, тренировка силы воздушной струи, речевого дыхания, упражнения на координацию речи с движением, игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

        Широко используется наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

        Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей во второй половине дня и повседневное общение с ними.

           Групповые занятия делятся на:

-  занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи;

- занятия по формированию фонетической стороны речи и  обучению грамоте.

            Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

          На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.

            Этапы работы по коррекции звуковой стороны речи.

Первый этап работы - начинаем мы с основ. Что же это такое? Прежде чем приступить к постановке нарушенных звуков, необходимо подготовить органы речи ребенка. Для этого существуют определенные упражнения. Все они проводятся в игровой форме, так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра.

Развитие артикуляционной моторики: многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

         Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики. Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата. 

Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу)

Зебры — резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад)

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами)

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы.Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот)

Развитие правильного дыхания:

        Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Очень важна в формировании красивой речи дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, на чистоту дикции, на темп и выразительность речи.

Развитие мелкой моторики: польза пальчиковой гимнастики очевидна. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

       В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха: слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, или нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Второй этап - постановка звуков. У каждого ребенка это происходит по своему, в своей последовательности. В зависимости от вида нарушения и степени нарушения определенного звука. Любой поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный. Ребенок, научившись произносить поставленный звук, пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. Требуется введение этих звуков в речь ребенка, то есть их автоматизация. Здесь идет только индивидуальная работа учителя-логопеда с ребенком.

Третий этап - автоматизация звуков – результат сотрудничества учителя-логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями, детьми и учителем-логопедом. Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах, словах, фразах и предложениях. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию учителя-логопеда. У каждого ребенка есть рабочая тетрадь для занятий с учителем-логопедом, она же служит для взаимодействия с вами, уважаемые взрослые. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
          Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях: тетради выдаются каждый день; задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами; весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; задания должны быть прочитаны ребенку; все задания выполняются от начала и до конца.

            Звук считается автоматизированным только тогда, когда ребенок произносит его, не задумываясь. Этот процесс может быть разным по времени. Главные помощники в нашей работе с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение, насмешки недопустимы. Ребенок должен себя чувствовать комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения. Разговаривайте больше с вашими детьми, общайтесь с ними везде: на прогулках, в магазине, дома, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно-следственные связи событий и их последовательность. Учите в полном объеме использовать все средства языка. А что же для этого нужно? Нужно наше с вами тесное взаимодействие в данном направлении. Многие считают, что в детском саду работают специалисты, которые и должны помогать ребенку. Да, задача педагогов и специалистов помочь развивать речь у детей до полного ее формирования и становления. А, вы, уважаемые родители, должны принимать активное участие в данном направлении сотрудничества. Но, если вы отстраняетесь от этой работы, нарушается целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

           Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

            В заключение мне хотелось бы дать вам несколько советов по созданию благоприятных условий для общего и речевого развития ребёнка: всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия; вызывайте у него желание подражать взрослому; читайте, рассказывайте ребёнку доступные для его восприятия стихотворения, сказки; не перегружайте ребёнка телевизионной информацией; проводите массаж ладоней и пальчиков; выполняйте простые артикуляционные упражнения в игровой форме

           Желаем вам успехов в совместной деятельности, радости в общении и надеюсь, что между нами установятся партнерские отношения, и  мы создадим атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...

Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...

Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи

Выступление на родительском собрании в старшей логопедической группеТема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....

Презентация: "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"

Презентация к родительскому собранию.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».План проведения:1. Краткий отчет. Кто попадает ...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...