Памятки и буклеты
консультация

Лавровская Анна Викторовна

Предварительный просмотр:

Что делать, если ваш ребенок…

Обманывает

Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3–4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».

Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?

Детская ложь — это способ:

  • скрыть свою вину или неудачу;
  • избежать наказания;
  • выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
  • превзойти взрослого;
  • подчеркнуть свою значительность;
  • добиться похвалы или проявлений любви;
  • оказаться в центре внимания;
  • приукрасить действительность, пофантазировать.

Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают воспитателям придуманные причины и пропуска ребенком занятий; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.

Что делать:

1) определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) будьте честны со своим ребенком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
5) не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).

Ворует

Среди причин детского воровства можно выделить следующие:

1. Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.

2. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».

3. Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.

4. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.

Как реагировать на воровство:

  • постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
  • без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;
  • сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.

Что делать:

1) с детства объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи;
2) обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
3) обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
4) подавайте положительный пример ребенку своим поведением;
5) объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.

Сквернословит

Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Причины сквернословия:

  • бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо;
  • повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства;
  • стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость;

Если сквернословит маленький ребенок:

1) объясните, что эти слова являются неприличными и оскорбительными для тех, кто их слышит;
2) скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека;
3) не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания — видя, что вы очень встревожены, он может использовать ругань назло вам;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
Бесполезно:

1) ругать или запрещать;
2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.

Полезно:

1) следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
2) объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
3) научить справляться с отрицательными эмоциями;
4) научить реагировать на чужую грубость или агрессию.

Разрушает и ломает игрушки, предметы мебели

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.

Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).

Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.

Советы родителям:

  • высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
  • силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
  • каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше — «сможешь привести все в порядок»);
  • не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны;
  • давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство;
  • подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать.

Дерется

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Обращение с детьми до вспышки агрессии:

1) отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
2) предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
3) физически удержать от нападения;
4) дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).

Почему не следует использовать телесные наказания:

  • ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;
  • ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
  • телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.

Обращение с детьми после вспышки агрессии:

1) сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
2) удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
3) если ребенок мал, можно взять его крепко за руки, строго и четко сказать: «Драться нельзя!» или «Не кусаться!»;
4) ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
5) если используется наказание (лишение игрушек или привилегий), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
6) не отвечать агрессией на агрессию;
7) терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.



Предварительный просмотр:

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.

Техника «От негатива к позитиву»

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Негативная форма

Позитивная форма

«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»

«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние»

«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»

«Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать»

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: – «Не смогли бы Вы…»; – «Я прошу… ».

Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

–«Вы не замечали, что в последнее время…»; – «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»: – «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»; –«Я начинаю беспокоиться…»; –«Мне бы хотелось позаботиться…».

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»; – «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»; – «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»; – «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».

Техника «Речевой стиль “адвокат”»

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля: – «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»; – «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»; – «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;  – «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».

Подготовила: педагог-психолог Лавровская А.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка.

Рекомендации педагогам



Предварительный просмотр:

Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня.

Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.

Как развивается речь ребенка?

До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

В 12–15 месяцев дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 18–24 месяца многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

В два-три года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

От родителей, которым рекомендовано показать ребенка логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа (наша мама) тоже начал (начала) разговаривать в четыре года (пять лет)», «Врач сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполнится четыре года»… Все это — мифы!

Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании.  

Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?

Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.

Биологические:

  • родовые, черепно-мозговые травмы;
  • заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
  • внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции;
  • недоношенность или переношенность, гипотрофия;
  • неонатальные менингиты и энцефалиты;
  • частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка;
  • поствакцинальные осложнения;
  • проблемы со структурой языка или нёба (например, короткая уздечка языка ограничивает его подвижность, из-за этого ребенок нечетко выговаривает слова);
  • нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а соответственно, и правильно произносить звуки);
  • проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи);
  • отставание в умственном развитии.

Социальные:

  • отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения;
  • неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и депривации речевых контактов;
  • невостребованность речи у детей, которые часто болеют («синдром госпитализма»);
  • педагогическая запущенность;
  • стрессы, психотравмы.

Владение двумя языками негативно влияет на произношение слов и развитие речи

Еще одна причина — гиперопека. В этом случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность.

Пребывание ребенка в излишне информированной среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей возрасту, также пагубно влияет на развитие речи.

Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов.

В настоящее время в детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и ни о чем, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном задании и выполнить его, правильно ответить на тот или иной вопрос.

Как развить речь ребенка?

Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Ручки у них слабые, им тяжело удерживать карандаш, сложно вырезать ножницами, делать аппликацию, они быстро утомляются при раскрашивании и рисовании. При нарушении речи рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику.

Скороговорки

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией.

Для чего? Скороговорки предназначены для формирования и развития красивой ровной речи, улучшения дикции, развития речевого слуха, обогащения словарного запаса.

Пословицы

Пословица — сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

психоз у детей.jpg

Задержка речевого развития:

что делать?



Предварительный просмотр:

Уважаемые Воспитатели!

Если вы видите, что ребенок в Вашей группе:

- не успевает в обучении и развитии;

- есть проблемы с речью, памятью, мышлением, вниманием;

- проблемы общения со сверстниками;

- присутствует нарушение в поведении,

то эта информация для Вас!

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медикопедагогического

сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями

декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Основными задачами ПМПк являются:

выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МБДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

выявление резервных возможностей развития;

определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми документами Министерства РФ (образования, здравоохранения, социальной защиты населения), Уставом МДОУ, договором между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника и настоящим положением.

 Организация деятельности ПМПК Обследование детей в комиссии осуществляется по согласию родителей (законных представителей).

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно

Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обслуживании результатов обследования и вынесении комиссией заключения высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей.

Информация о проведении обследования детей, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ

http://www.playcast.ru/uploads/2015/10/04/15325813.png

Этапы проведения ПМПк

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

1.Предварительный этап сопровождения ребенка.

 Описание проблем или жалоб, которое происходит при записи ребенка на консультацию с целью диагностики и обследования ребенка от воспитателя.

2.Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.

Психолог, осуществляющий первичное обследование проблемного ребенка.

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

3.Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс

коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает председатель ПМПк или психолог. 

Направление ребенка на территориальную ПМПК.

Ребенок направляется на комиссию более высокого уровня в том случае, если:

• ПМПк ДОу не приходит к общему мнению;

•родители не принимают решений и рекомендаций ПМПк ДОУ.

4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.

5. Реализация рекомендаций консилиума.

Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как вне занятий, так и включенными в процесс обучения.

Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме.

6.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.

http://klass4m.ucoz.ru/QtNzNmYy0.jpg

Буклет подготовил: педагог – психолог МБДОУ детского сада «Сказка»

Лавровская А.В.

               Нам говорит странная пословица,

                          Что дети не живут, а жить готовятся.

                   Но вряд ли в жизни пригодится тот,

                            Кто, жить готовясь, в детстве не живет

С.Я. Маршак.

Информация для воспитателей о психолого –медико – педагогическом консилиуме в ДОУ

http://static.baza.farpost.ru/v/1347529650229_bulletin



Предварительный просмотр:

Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми.

Не осуждайте ребенка. За проступки ругайте не самого ребенка («Ах ты растяпа, бестолочь» и т. д.), а его провинности. Запомните: это не он плохой (если мы делаем на этом акцент, неизбежно страдает самооценка), а плох его поступок! Учитесь осуждать дела, а не человека. Не забывайте: любой человек имеет право на ошибку.

Не делайте акцент на возрасте. «Ты такой большой, а мама до сих пор ..!» Во-первых, перестаньте выполнять за ребенка то, что он уже вполне может делать сам. А во-вторых, никогда не говорите ему, что ребенок ведет себя «как маленький». 25% кризисов во взрослом возрасте корнями уходят именно в эти высказывания родителей и воспитателей. Сравнивая ребенка с «крохой-неумехой», вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчемности.

Что можно сделать?

Можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам ребенка. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно с детьми (рис. 5)

7

Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации (например: “Сегодня, , Сережа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом”).

На видном месте можно закрепить “Цветик-семицветик” (или “Цветок достижений”), вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребенка, которыми он гордится (рис. 6). В младших группах информацию в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков можно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму.

8

Примерные упражнения и игры, направленные на повышение уровня самооценки и развитие адекватной самооценки.

Игра «Связующая нить».

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Игра «Комплименты».

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу.

Чем больше у ребенка возможностей для самореализации, тем легче ему социализироваться и быстрее происходит формирование самооценки и адекватной оценки окружающих.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Как поднять ребенку самооценку

Рекомендации педагогам



Предварительный просмотр:

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело.

Не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

-За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.

-Не подлежит похвале красота, здоровье. -Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.

-Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.

-Нельзя хвалить из жалости.

-Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д.

Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошее поведение в детском саду, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Советуем помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится.

Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.

Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Как повысить самооценку ребенка?

Советы психолога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка и буклет для родителей «Как выбирать детские игрушки?»

Испокон веков взрослые выбирают и покупают детям игрушки. Они были и остаются самым популярным товаром.На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением игрушек для ребят, но на...

Памятка и буклет для родителей по закаливанию детей

В памятке и буклете для родителей по закаливанию детей представлены материалы о важности закаливающих процедур, основных принципах закаливания и наиболее эффективных методах закаливания....

Памятки и буклет "ОСТОРОЖНО, КЛЕЩИ!"

Памятки и буклет "ОСТОРОЖНО, КЛЕЩИ!"...

Памятки и буклеты для родителей на тему "Безопасное лето"

Памятки и буклеты для родителей на тему "Безопасное лето"...

Памятки и буклеты для родителей

Памятки и буклеты для родителей:"Поиграй со мною папа""Вода - наш друг""Научить ребенка играть в мяч"...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

Памятки, листовки, буклеты по ПДД

Прививать навыки безопасного поведения дошкольникам  в дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице играе...